Мамука Арешидзе: «Москва создала прецедент, который даст знать о себе внутри России»
Президент России Дмитрий Медведев бы вынужден под нажимом ура-патриотических сил пойти на признание Южной Осетии и Абхазии. Очевидно, что все это дело рук Владимира Путина, но ответственность он возложил на Медведева, заявил 1news.az Мамука Арешидзе.
Россия будет добиваться признания Абхазии и Южной Осетии другими государствами и принятия в международные организации. С принятием в СНГ будет сложно потому, что там немало стран, которые имеют аналогичные проблемы с сепаратизмом. Я точно знаю, что Россия пыталась включить Абхазию и Южную Осетию в союз РФ и Белоруссии. Насколько мне известно, Белоруссия отказалась от этого. Принятие Южной Осетии в состав РФ было бы полной аннексией, а Абхазия не рвется в состав России и ей выгодна независимость. Но Москва создала прецедент, который даст знать о себе внутри России. Путин вроде как усмирил сепаратизм у себя в стране, но через некоторое время все может начаться вновь. Тем более что Северный Кавказ близок к Абхазии и Северной Осетии. Когда в Южной Осетии шли бои, в те же дни происходили вооруженные столкновения в Ингушетии и Дагестане. Но нападения на полицию в этих регионах носили локальный характер, отметил Арешидзе.
По его мнению, вялая реакция европейских стран на агрессию России против Грузии связана с тем, что Запад не был готов к такому повороту событий. Сейчас инициатива у России, но постепенно Запад сорганизуется в этом вопросе. Если за Россией останется последнее слово, то Запад получит новые очаги конфликта. Восточноевропейские страны однозначно понимают, что все происходящее с Грузией может дойти и до них. А что касается старой Европы, то в этих странах есть силы, которые считают, что это внутреннее дело России и эти силы находятся в зависимости от РФ, отмечает он. Но пройдет некоторое время и ЕС также сделает определенные шаги. Многое зависит от того, как быстро сорганизуются американцы и европейцы. Несмотря на заверение Медведева о том, что российские войска восстанавливают статус-кво, вооруженные силы этой страны не выходят из Западной Грузии и в частности из города Поти. Этот портовый город по-прежнему блокируется российской армией, которая продолжает бесчинствовать. К примеру, российские солдаты ворвались на территорию мясокомбината. Эти люди голодны и вынуждены сами добывать себе питание. Это характерно для российской армии, отметил эксперт.
Россия сделала все, чтобы флот западных государств подошел к черноморскому побережью Грузии.
Те корабли стран НАТО, которые прибыли с гуманитарным грузом вынуждены разгружаться не в Поти, а в Батуми, который не может принимать крупнотоннажные суда. В принципе войска РФ стремятся контролировать Транскавказскую магистраль, конечным пунктом которой является город Поти. Не думаю, что произойдет военное столкновение между российской армией и МВФ западных стран, но обстановка будет нагнетаться и дальше, отмечает эксперт.
Что касается Москвы, то проблема заключается в том, кем себя считает Россия в Грузии: оккупантом или просто тянет время. В Южной Осетии формально российские власти могут дислоцироваться в рамках соглашения от 1992, 1999 и 2001 годов, чего не скажешь о Западной Грузии, никакие зоны безопасности там не могут быть созданы, так как нет соответствующих документов. Причем в зоне безопасности соглашениями предусматривается присутствие грузинских миротворческих сил. Если Россия решала укрепиться в западной Грузии, то она должна признать, что она оккупант. К примеру, Турция не отрицает, что она оккупировала часть Кипра, говорит Арешидзе.
Западу придется осознать, что проходящие по территории Грузии нефтепроводы, куда они вложили огромные средства, необходимо защищать. Невнятность позиции европейцев ведет к потере их же собственности. Формально на определенном идеологическом уровне. Отступление Запада в вопросе оккупации Грузии означает, что все это повторится в Украине и Азербайджане. В Южной Осетии Россия провела запланированную акцию. По нашим данным, командующим 58-й армии назначили бывшего министра обороны Южной Осетии Лунева. Тут есть моменты, которые свидетельствуют о том, что в Кремле долго и тщательно готовились и ждали, когда грузинские власти совершат оплошность. Военное вторжение обошлось России в $16 млрд убытков. У нас есть точные данные о том, что грузинские села c 3-4 августа обстреливались из минометов со стороны Южной Осетии, это подтверждают миротворцы со стороны России. Конечно, грузинские полицейские отвечали. Что касается обвинений Грузии в геноциде, то, во-первых, основную массу мирных жителей - 2,5 тыс детей и женщин вывели из Южной Осетии под предлогом того, что ведется обстрел. Во-вторых, те ополченцы, которые воевали с оружием в руках, и работники МВД Южной Осетии находятся и в списках военных, и в списках мирных жителей. Более 30 грузинских сел были сожжены, со стороны Грузии погибло 500 человек, но Грузия не ставит вопрос о геноциде, а говорит об этнической чистке. С 7-8 августа воевали на югоосетинской стороне добровольцы из Северной Осетии. 8 августа, несмотря на то, что Джава была забита российскими войсками, осетинам они не помогли. На сайтах осетины призывали российские войска на помощь. То есть все делалось для того, чтобы происходящее выглядело в идеологическом плане как геноцид. Грузия бомбила южные окраины Цхинвали, где были правительственные здания. Российская армия не ожидала, что Грузия окажет сопротивление, поэтому первая же колонна 58-й армии попала в засаду грузинского спецназа. Как признают сами корреспонденты российских газет, из 30 бронемашин были подбиты 25. Потом они попросили прекращения огня, и Грузия согласилась, а в это время вошли основные российские войска, сказал Арешидзе. Грузинская армия не потерпела поражения, она просто отошла. Если бы грузинская армия продолжала сопротивление, ВС России превратили бы Тбилиси и Гори в руины, а такой план существовал в российском генштабе.
Другое дело, что некоторые командиры, особенно в Западной Грузии, дали возможность разграбить военные склады. Всего грузинская армия потеряла 500-600 человек, что немного для 19-тысячной армии, хотя и было потеряно значительное количество бронетехники. От уничтожения грузинскую столицу спасло отступление войск и вмешательство Запада. Среди населения Грузии нет пессимизма, некоторые люди видят крупные ошибки, которые были допущены, другие считают, что надо было избежать конфронтации. В Западной Грузии нет паники, многие возвращаются в свои дома и в частности в Гори. В Южной Осетии все грузинские села стерты с лица земли. Это сделано с тем, чтобы грузины не смогли туда вернуться, сказал Арешидзе.
Д.Н.