Европа очищается от американского кризиса
За прошедшие выходные случилось два похожих события. Вместе с наконец одобренным нижней палатой конгресса 700-миллиардным пакетом финансовой стабилизации Америка лишилась последних остатков амбивалентности чувств по отношению к Джорджу Бушу-младшему.
И почти в тот же день то же самое произошло в Европе, где французский президент Николя Саркози спешно созвал в Париже финансовый мини-саммит. Там была не вся Европа, но ключевые фигуры таковой. Германский канцлер Ангела Меркель, британский премьер Гордон Браун, итальянский глава кабинета Сильвио Берлускони, шеф ЕС Мануэл Баррозу, председатель Европейского Центробанка Жан-Клод Трише. И еще глава Еврогруппы, объединяющей министров финансов 15 стран зоны евро, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Занимались эти люди, в принципе, тем же, что и Буш – гарантией, с помощью бюджетных европейских денег, безопасности европейских банков.
Выкуп шатающихся банков в США и Европе будет проходить по-разному, и вообще Америка – не Европа. Америка – это страна накануне выборов. «Предвыборное кокетство» американских конгрессменов, как и можно было ожидать, продлилось всего неделю: в пятницу палата представителей приняла тот самый законопроект, который она же и отвергла днями раньше.
Все игры вокруг пакета и все проволочки могли бы закончиться гораздо раньше, если бы администрация не повела себя с законом уже давно свойственным ей самоуверенно-наглым образом. Первоначальный вариант проекта, был изложен конгрессу на… 3-х страницах! – дайте только денег, а дальше мы как-нибудь сами. Не слишком подробное обоснование для выделения средств, которые почти в точности равны всем деньгам, которые уже истратила Америка на войну в Ираке с 2003-го года.
Теперь конгрессу было представлено обоснование на 431-й странице. Но это, как говорится, дело уже прошлое.
А с понедельника 6 октября эксперты уже начали всерьез «страдать»: что все это 700-миллиардное вливание даст финансовому организму США? То, что «выкуп» стабилизирует ситуацию на Уолл-стрит, было ясно с самого начала. Но это – сиюминутное дело.
Но с эффектом от «выкупа» – сплошной пробел. Злые языки вообще утверждают, что из казны будет изъято вообще на 100 млрд больше, чем предусмотрено планом. Речь идет о довешенных к пакету 100 млрд долларах в виде «налоговых поблажек». На эту сумму будут сокращены налоговые обязательства американцев, чтобы дать им возможность пробраться через кризис. Значит, казна этих денег недополучит, и значит, что-то в бюджете надо будет урезать. Некоторые аналитики, наконец, говорят, что даже этой суммы не может не хватить для спасения американской финансовой системы.
Что началось в Америке, естественно, дошло до Европы, хотя она и не так сильно поражена «ипотечной гангреной». Европе легче только на первый взгляд. Перед ней сейчас встала другая напасть, для которой эксперты уже придумали особый термин. Накануне Парижского мини-саммита группа из 10 ведущих экономистов Старого Света в опубликованном в Берлине открытом письме предупредила, что все стабилизационные меры будут хороши и по-настоящему действенны, если только их будут принимать централизованно. «Все это должно быть сделано на уровне ЕС (т.е. через Европейский инвестиционный банк). Нынешний подход спасения каждого (национального) института по отдельности национальными фондами приведет к балканизации европейского банковского сектора.» Это было очень внятное предостережение. И на мини-саммите в Париже речь шла не столько о том, сколько и как дать денег на спасение финансов, сколько о тех европейцах, кто начал это делать раньше других.
Потому что те, кого Николя Саркози не пригласил в Париж, сочли, что спасать свой финансовый сектор лучше поодиночке. Сначала Ирландия выделила из бюджета 440 млрд евро на поддержку 6 крупнейших банков (фактически вся стала страховым взносом государства, гарантирующим вклады), а затем ее примеру последовала Греция. Ее кабинет объявил, что правительство теперь будет гарантировать все без исключения вклады в национальных банках. Раньше гарантии распространялись лишь на суммы до 20 тыс евро.
Две страны еврозоны, которые, не дожидаясь никаких мини-саммитов, без всяких согласований с соседями, с Европейским центральным банком, пошли на государственную поддержку частных банков – это уже похоже на бунт. Европейская комиссия даже пообещала разобраться с Дублином и Афинами и проверить, не противоречат ли их меры по государственной банковской поддержке законам ЕС. При таком развороте событий стало ясно, что ни о каком общем фонде ЕС для стабилизации банковского сектора уже речи быть не может. В Париже занялись другими мерами, постановили укрепить контроль над банковским сектором, ужесточить его регулирование и призвали европейские банки не впадать в панику, поскольку дела в Европе не так страшны, как в США.
Но есть и еще результат – власти Германии, Дании и Австрии решили, что лучше последовать примеру Ирландии и Греции, о чем и объявили. Это - несмотря на мрачные высказывания англичан насчет того, что «забегающие вперед» оттянут все европейские финансовые средства и поставят этим прочих в неравное положение. Теперь, с 6 октября, иные конкретные меры начнут прорабатывать министры финансов и экономики 27 стран-членов ЕС.
В Европе, куда Буш приезжал минувшим летом, все коллеги прощались с ним с искренней радостью людей, которые с умилением смотрят на соседей и думают: «Ну, наконец-то они съезжают!». Но все оказалось не так просто. Оказалось, что Америка Буша еще не простилась со Старым светом. Больше всего европейцев раздражает сейчас то, что администрация настойчиво призывает их поступить аналогичным образом и создать свой «стабилизационный банковский фонд». На континенте удрученно говорят, что это очень похоже на американцев – сначала вызвать болезнь, а потом навязывать рецепты для ее лечения.
Но из всего происходящего может выйти толк. Европейцы уже сейчас говорят, что в финансовом мире пришел конец однополярности и доминанты американской рыночной и банковской системы. Вместе с крахом доверия к американским схемам финансового устройства мира в нем уже возникает финансовая многополярность. Когда она будет подкреплена геополитической многополярностью, тогда мировой порядок станет совершенно иным.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции