Снова газа нет в трубе
13 января согласно достигнутым договоренностям должен был возобновиться транзит российского газа через территорию Украины в страны Евросоюза. Однако этого не произошло. «Газпром» начал подавать топливо европейским потребителям, но «Нафтогаз Украины» заблокировал свой газопровод. Страны ЕС по-прежнему остались без российского газа, и всем заинтересованным сторонам остается только подсчитывать уже понесенные и предстоящие убытки.
Неспасенная Европа
12 января украинская сторона повторно подписала протокол об организации международного контроля транзита российского газа через Украину в ЕС, на этот раз без всяких оговорок и приложений. Это, безусловно, стало дипломатической победой России.
Напомним, что аналогичная ситуация сложилась в самом начале 2006-го года. Тогда, как и сейчас, Украина не подписала контракта на поставки газа из России для собственных нужд до начала года и с 1 января лишилась их. Однако украинская сторона сразу же начала несанкционированный отбор газа, предназначенного потребителям в ЕС, для собственных нужд. Чтобы покончить с этим Россия в январе 2006 года буквально через пару дней подписала компромиссное соглашение о поставках газа на Украину.
На этот раз российское правительство и «Газпром» добились от украинской стороны подписания протокола, который означал, что Украина должна обеспечить транзит газа европейским потребителям даже в отсутствие контракта о поставках «голубого топлива» для собственного потребления и при этом не отбирать топливо, предназначенное для стран ЕС.
Но даже после подписания Украиной протокола о контроле транзита на российских условиях, эскалация газового конфликта-2009 оказалась неизбежной.
Первый спорный вопрос, который лежит на поверхности и из-за которого не удалось возобновить поставки российского газа в ЕС, касается так называемого технического, или топливного газа в объеме около 21 млн кубометров в сутки. Его Украине нужно расходовать для прокачки топлива в ЕС. В отсутствие контракта на поставки газа из России «Нафтогаз Украины» наотрез отказывается тратить на эти нужды газ из собственных хранилищ и требует, чтобы «Газпром» поставлял этот объем дополнительно к заявкам из Европы.
«Газпром» же технический газ «Нафтогазу» поставлять не собирается, поскольку его оплата входит в тариф за транзит ($1,6 за 1000 кубометров на 100 км), действующий до 2010 года.
Чем дольше длится конфликт, тем больше – потери
Больше всего от газовой блокады, продолжающейся с 7 января, пострадали балканские страны – Болгария, Словакия, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина, Молдавия. Там почти весь объем потребляемого топлива приходится на российский газ и весьма незначительные запасы топлива.
В крупнейших странах Евросоюза, потребляющих российский газ – Франции, Германии, Италии – снижение общего объема поставок меньше – 10-25%, так как структура поставок газа в них диверсифицирована. К тому же в ведущих членах ЕС имеются существенные запасы топлива.
Начинает подмерзать Украина, так как без контракта с Россией ей приходится экономить запасы газа, накопленные в прошлом году. Кроме того, она лишилась платы за транзит российского газа в Европу.
Россия, поставлявшая газ в Европу через Украину 1-6 января, в результате несанкционированного отбора украинской стороной, потеряла за эти дни около $40 млн. Намного больше Россия стала терять с 7 января, когда из-за этого несанкционированного отбора была вынуждена прекратить транзит газа через Украину в Европу – по экспертным оценкам, около $120 млн в день. Таким образом, с 1-го по 13 января прямые убытки России от газового конфликта составляют примерно $880 млн.
Скорейший выход из тупика – подписание контракта о поставках газа из России на Украину. В этом случае Украина возобновит транзит российского газа в Европу и денежные потери от газового кризиса будут минимизированы. Причем обе стороны заявляют, что готовы как можно скорее вновь сесть за стол переговоров. Однако их расхождения по ключевым вопросам – цене за газ, тарифе за транзит и задолженности Украины – очень велики.
Россия твердо намерена продавать газ Украине в I первом квартале, или хотя бы в январе, по цене $450 за 1000 кубометров; Украина же готова платить лишь $200-250 за 1000 кубометров. «Нафтогаз» настаивает на увеличении тарифа за транзит; «Газпром» готов на увеличение тарифа только после повышения цены за газ, до названного им уровня. Украинская сторона считает, что полностью расплатилась за газовые долги перед «Газпромом» за 2008 год; позиция России – «Нафтогаз» остался должен $614 млн.
Впрочем, если очередное газовое противостояние будет затягиваться, в перспективе потери России (а вместе с ней и Украины) станут намного больше. Уже сейчас в Евросоюзе задумываются о расширении доступа к источникам энергии, не зависящим от двух соседних восточнославянских стран.
12 января на совещании министров энергетики стран ЕС в Брюсселе основное внимание было уделено не разрешению разразившегося газового кризиса, а поиску путей предотвращения подобных ситуаций в будущем. Выбор был сделан в пользу еще большей диверсификации поставок энергоносителей в Европу.
В ЕС все большие надежды связывают с проектом газопровода «Набукко», который вообще обходит территорию России и не связан с ее месторождениями. Он должен стать продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и пройти от турецкого Эрзурума до Австрии, самого центра Европы.
Проект достаточно спорный, поскольку запасов азербайджанского газа явно не хватит для наполнения «Набукко». Но в Европе надеются наполнить его за счет богатейших газовых месторождений Туркмении, проложив Транскаспийский газопровод, который свяжет туркменский и азербайджанский берег Каспийского моря. Впрочем, в России считают, что этого не произойдет никогда, поскольку крупнейшие прикаспийские страны – она сама и Иран – никогда не дадут на это согласия, а все вопросы странами региона должны решаться на основе консенсуса.
Однако для России тот факт, что ее давние партнеры по проектам газопроводов «Северный поток» (от России до Германии по дну Балтийского моря) и «Южный поток» (с черноморского побережья России – до Балкан, Германии и Италии) заявляют о желании работать над конкурирующим проектом, сам по себе малоприятен.
Более вероятный и быстрый путь диверсификации газовых поставок в страны ЕС – увеличение ими закупок сжиженного природного газа в Северной Африке и странах Персидского залива.
Также в Евросоюзе собираются увеличивать вложения в альтернативные источники энергии, в первую очередь, в атомные электростанции. Реанимировать АЭС, построенные в Болгарии и Словакии еще во времена СССР, еврочиновники не позволят. Зато могут активно поспособствовать строительству новых АЭС с применением собственных технологий.
В результате доля российского газа на европейском рынке, составляющая сейчас около трети, может снизиться уже в обозримой перспективе.
Олег Митяев, экономический обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Публикуется в рамках сотрудничества The First News и РИА Новости