Jamestown Foundation об альтернативах азербайджанскому газопроводу ТАР
Итоги прошедшего в Италии 4 декабря референдума сказали «нет» предлагаемым правительством конституционным реформам, а также привели к отставке премьер-министра Маттео Ренци.
Одной из основных предлагаемых реформ было снижение роли региональных властей в вопросах земельного планирования, а также транспортировки и распределения энергетических ресурсов
О последствиях референдума в статье азербайджанского аналитика Ильгара Гурбанова на сайте Jamestown Foundation. Автор является сотрудником департамента по внешней политике Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана.
Планировалось, что к 2020 году по Трансадриатическому трубопроводу (ТАР) будет транспортироваться до 10 млрд кубометров природного газа из Азербайджана через Грецию, Албанию и Адриатическое море, к берегам Италии, возле города Мелендугно в регионе Апулья.
Строительство трубопровода в Греции и Албании уже началось. Правительство итальянского премьера Маттео Ренци активно поддерживало проект ТАР. Процесс продвигался гладко до тех пор, пока не столкнулся с категорическим сопротивлением местных властей итальянского региона Апулья в связи с опасениями экологического характера.
Апулья выступила против проекта ТАР, несмотря на то, что министр экологии Италии уже поставил свою подпись на документе по экологической совместимости проекта, а министр экономики Италии дал разрешение на строительство трубопровода.
Согласно итальянской Конституции, региональные власти вправе наложить вето на решение правительства в вопросах землепользования и строительства энергетической инфраструктуры. Против строительства ТАР в Италии также активно выступали и некоторые правозащитные и экологические НПО, итальянская политическая партия евроскептиков.
Среди НПО, выступавших против TAP – бельгийская ветка коалиции общественных организаций Counter Balance (в переводе «Противовес») и чешская ветка международной неправительственной организации Bank-Watch, действующей на территории Центральной и Восточной Европы.
Обе организации проводили яростные общественные кампании против TAP, аргументируя свой протест возможным ущербом от реализации проекта окружающей среде Италии, Греции и Албании. НПО были нацелены на создание сложностей в вопросе обеспечения финансирования «Южного газового коридора» со стороны Европейского банка реконструкции и развития (EBRD) и Европейского инвестиционного банка (EIB).
В 2014 году бывший генсек НАТО Андерс Фог Рассмуссен отметил роль некоторых НПО в проведении по всей Европе кампаний против разработки месторождений сланцевого газа. Некоторые из них, как отмечается в статье, являются партнерами Bank-Watch.
Кампания против проекта ТАР проводится в аналогичной манере, пишет Ильгар Гурбанов – с привлечением третьей стороны, которая, как видно, не желает видеть успешную реализацию «Южного газового коридора».
Читайте по теме:
Несмотря на протесты, «строительство проекта ТАР успешно продолжается в трех странах-участницах согласно плану», подтвердил медиа-советник консорциума ТАР Луиджи Гуаранта.
На озабоченность властей итальянского региона Апулья по поводу угрозы большому количеству оливковых деревьев, консорциум ТАР отвечает предложением безопасной пересадки 231 оливкового дерева на период строительства с тем, чтобы после его окончания вернуть деревья на прежнее место.
Строительство подземного микротуннеля началось в январе 2016 года и, как планируется, должно завершиться к осени 2017-го.
Альтернативы проекту ТАР
Если Италия не найдет решения вопроса с трубопроводом ТАР, итальянский сегмент этого проекта может быть заменен Ионическим Адриатическим трубопроводом (IAP), который завершится на Западных Балканах, пишет Ильгар Гурбанов.
В августе 2016 года азербайджанская Госнефтекомпания SOCAR уже подписала меморандум о взаимопонимании с Хорватией, Албанией, Монтенегро, Боснией и Герцеговиной по строительству трубопровода IAP через территории этих стран. Подписание стало результатом Декларации о заинтересованности, подписанной в 2007 году Хорватией, Монтенегро и Албанией, по объединению трубопроводов IAP и TAP на албанской территории.
«Если Италия потерпит неудачу в реализации проекта ТАР, это лишит страну возможности стать энергетическим хабом, а также повлечет значительные потери инвестиций в инфраструктуру страны», - пишет Ильгар Гурбанов, отмечая, что в октябре 2016 года государственная энергетическая компания Македонии уже выразила интерес к присоединению к ТАР.
Автор утверждает, что провал проекта ТАР в Италии откроет возможности реализации трубопровода Poseidon – предлагаемого ответвления Интерконнектора Турция – Греция – Италия (ITGI) по дну Ионического моря.
В феврале 2016 года российский «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам российского газа через Черное море (посредством ожидаемого трубопровода «Турецкий поток» из России в Турцию), а затем через Грецию в Италию посредством трубопроводов ITGI и Poseidon.
Однако проект Poseidon может столкнуться с аналогичным сопротивлением местных итальянских властей, как и проект TAP, считает Ильгар Гурбанов.
Елена Остапенко, Э.Т.
С оригинальной версией публикации можно ознакомиться в рубрике News Hub:
Jamestown Foundation: TAP’s Fate after the Italian Referendum