Мазепа как зеркало украинской истории: народ и «элита»
Прошедший юбилей Полтавской битвы ещё раз продемонстрировал отсутствие на Украине общественного единства.
Если основная масса украинцев отмечала событие как праздник, то националисты, власти и гуманитарная интеллигенция постарались представить его как национальную катастрофу, приведшую Украину к колониальному угнетению. В центре внимания оказалась и фигура гетмана Ивана Мазепы, отношение к которому стало символом мировоззренческого и политического выбора. Для одних он по-прежнему остаётся синонимом предательства и измены (в украинском народе раньше даже бытовало ругательство «проклятая Мазепа»). Для националистически настроенных лиц Мазепа - герой, борец за независимость Украины.
Изначально раскрутке его имени поспособствовали европейцы (Вольтер, Байрон, Гюго), в романтическом духе изображавшие гетмана борцом за свободу. Политическая подоплёка событий их почти не интересовала. А вот для украинских националистов именно политическая составляющая поступка Мазепы стала главной. Культ Мазепы является важной составляющей идеологии украинства. Раньше её адептов так и называли – «мазепинцы».
О своём отношении к Мазепе украинская власть дала понять давно, поместив его портрет на денежную купюру (кстати, большего номинала, чем купюра с Хмельницким). Сейчас можно говорить о кампания по его возвеличиванию. Именно Ющенко является главным застрельщиком установки памятников Мазепе. В Киеве улица, ведущая к Киево-Печерской Лавре(!), была переименована в улицу Мазепы (преданного Православной церковью анафеме). Массовой пропаганде, помимо СМИ и учебников, помогает и рок-фестиваль «Мазепа-Фест».
В угоду современной конъюнктуре Мазепу делают ещё и провозвестником «европейского выбора Украины». Его соглашения со шведским королём Карлом XII трактуют как «вступление Украины в семью европейских народов». То есть, идёт реконструкция старого националистического мифа под названием «Мазепа». Но миф этот мало соответствует исторической реальности.
Ни народным, ни национальным героем Мазепа не был – ведь руководствовался он отнюдь не народными или национальными интересами. Смыслом его жизни были власть и богатство. Хорошо образованный, умный, умевший понравиться, мастер интриг,- Мазепа был талантливым политиком. Но строилась его карьера на предательстве своих прежних патронов ради более могущественных новых.
Начинал Мазепа в 1656 г. при польском королевском дворе – в самые тяжёлые годы войны между Польшей с одной стороны и восставшим украинским народом и Россией – с другой. Когда же с поляками у Мазепы по личным мотивам не заладилось, он перешёл (в 1666 г.) к правобережному гетману Петру Дорошенко – вассалу мусульманской Османской империи.
Ныне Дорошенко раскручивается как альтернатива «Москве». Всерьёз рассуждают о выгодах перехода Украины под протекторат турок. Всё дело в политике: это сигнал официального Киева крымскотатарскому движению и стоящей за ним Турции о желании с ними «дружить» - разумеется, против России и народа Крыма. О «выгодах» же протурецкого выбора можно судить по судьбе балканских народов, которую могли повторить и малороссы. Ведь с 1672 по 1699 гг. Подолье и Правобережье оказались под турками. А крымские татары – союзники всех антироссийских гетманов – с их согласия угоняли в неволю десятки тысяч украинцев.
О том, как этот «вектор» воспринимался народом, говорит эпизод из жизни Мазепы. Он вёз крымцам небольшой «подарок» от Дорошенко – полтора десятка пленных малороссов (своих соплеменников!). Посольство было перехвачено запорожцами, пленные освобождены, а Мазепа чуть не убит как предатель.
Но сумел вывернуться, был отправлен к левобережному гетману Ивану Самойловичу и сделал при нём карьеру. А чуть под тем зашаталась земля – помог его отстранению и при поддержке новых покровителей – царевны Софьи и князя В. Голицына, - стал вместо него гетманом (1687 г.). А потом сменил их на Петра I. И при этом верно служил Москве, полностью ему доверявшей – до тех пор, пока не почувствовал, что Россия может проиграть войну. Когда же он понял, что шведы проиграли, собирался предать и Карла XII, обещая Петру выдать его в обмен на гарантии своей безопасности.
В памяти украинского народа Мазепа оставил негативный след. И не только потому, что был клятвопреступник, перешёл на сторону врагов–шведов, или, что по духу был поляком (за что его и прозвали «ляхом»). Мазепа проводил крепостническую политику. Именно при нём впервые со времён польского владычества вводится барщина, а казачья старшина превращается в помещиков. Мазепа стал настоящим магнатом, владея на Украине и в России(!) почти 100 тыс. душ. Ясно, что народной любовью ни сам гетман-крепостник, ни его политика не пользовались.
Но всё это можно было бы списать на «историческую эпоху» и «личный фактор». Если бы Мазепа хотел сделать Украину независимой. Вот тут и кроется главная ложь мазепинского мифа. Документы позволяют определённо утверждать, что действовал Мазепа исходя из своих личных интересов. Он тяготился зависимостью от царя (особенно в годы войны, когда требовалась дисциплина) и мечтал о «золотых польских вольностях». Почувствовав, что одолевают шведы, Мазепа вступил в тайные переговоры с Карлом, обещая предоставить его армии пропитание, постой, 20 тыс. казачьего войска, а также поднять против России донских казаков.
Но «европейский выбор» гетмана олицетворяла не Швеция, а поляки. В этом плане параллели с современностью весьма точны: только на месте Швеции теперь США, НАТО и ЕС, а в лице непосредственного «куратора» Украины – всё та же Польша. На переговорах со шведским ставленником, польским королём Станиславом Лещинским, Мазепа обещал отдать Польше Гетманщину и Смоленск. Ни о какой автономии малорусских земель, аналогичной той, что имелась в России, ни тем более о независимости речь и не шла. А сам он за это, как сообщают шведские документы, должен был получить воеводства Витебское и Полоцкое с широкими властными полномочиями.
Мазепа стал бы почти самостоятельным правителем, но… без Украины. А ей была бы уготована судьба Галиции, Волыни и Правобережья – земель, остававшихся в XVII в. под Польшей. А именно - полонизация, насаждение унии, окатоличивание, ликвидация казачества, гнёт польских панов. То есть всё то, против чего восстал народ при Хмельницком. И предал Мазепа не столько Россию и Петра, сколько своих же соотечественников.
Причина неудачи Мазепы - не только в политическом просчёте, и не в силе России. Главное, что гетман и Украина оказались по разные стороны «фронта». Мазепа скрывал свои планы даже от близкого окружения. Казаков (около 3 тыс.) он увёл обманом, говоря, что идёт на соединение с русскими. Когда же открылась истина, началось дезертирство, и вскоре с Мазепой осталось лишь около 1 тыс. человек. Участие запорожцев в военных действиях на стороне шведов к его интриге не имеет отношения: они противились любым попыткам взять их под контроль, неважно, чей: Москвы или украинских гетманов.
А малороссы героически защищали от шведов города, партизанили и не поддались на шведско-мазепинскую агитацию. С новым гетманом Скоропадским шло 10 тыс. казаков. Даже старшина, вначале заняв выжидательную позицию, осталась на стороне России (чему способствовала мягкая политика Петра в отношении малороссиян вообще, и даже тех, кто ушёл с Мазепой).
Война для многих в Малороссии была в тягость (как, впрочем, и для великороссов). И всё же, только Россия была для её народа спасением (национальным, духовным и физическим) от её настоящих врагов – Польши и крымцев. Даже старшина, которой нравились польские социальные порядки, всё больше начинала связывать свои интересы с Россией. Вот поэтому поступок гетмана (во многом ситуативный, судорожный) массовой поддержки не получил. Да он и сам боялся поднять восстание.
Почему же тогда мазепинство делается символом борьбы за независимость? Да потому, что оно им не являлось! С помощью мазепинского мифа хотят скрыть историческую правду и изменить народное сознание. Этот миф – часть украинского национального проекта, запущенного ещё в XIX в. Его целью является создание украинской нации. Такой нации, которая отрицала бы свою принадлежность к Русскому миру, своё культурное, политическое, духовное, этническое единство с ним в прошлом, настоящем и будущем. Измена Мазепы как раз отражает цели, суть и тактику реализации этого проекта. Она ценна как выступление против России в союзе с её врагом. Этот миф, и проект в целом противоречат исторической памяти и интересам украинского народа.
Есть и ещё один момент. Мазепа как человек и политик – наглядное воплощение психологии и поведения украинской «элиты» (политической и культурной), готовой служить тому, кто на данный момент сильнее. «Элиты», живущей только для себя, оторванной от народа, презирающей его мнение, интересы, мировоззрение. «Элиты», стремящейся навязать этому народу свои ценности.
Только история показывает, что такая «элита» заканчивает свой век бесславным политическим банкротством. Как это произошло и с бывшим гетманом Мазепой.
Андрей Марчуков, к.и.н., Институт Российской истории РАН
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора