Юрий Сигов: «Проект «Турция-Греция-Италия» получит стимул за счет азербайджанского газа»
Эксклюзивное интервью 1news.az с политическим обозревателем, автором книги «Азербайджан – между Западом и Востоком», российским журналистом, работающим в Вашингтоне Юрием Сиговым
- В последнее время был предпринят ряд важных шагов в реализации газотранспортного проекта Nabucco, к проекту подключились новые страны. Как вы считаете, поможет ли это сдвинуть проект с мертвой точки, к которой, как считают некоторые эксперты, привело отсутствие у Европы единой позиции?
- Как бы то ни было, я считаю, проект Nabucco как таковой является своего рода заложником отсутствия европейской координации. Если такие «некоординируемые подходы» будут сохраняться и дальше, значит, Азербайджан будет активно рассматривать не только российский вариант, но и турецкий, и выход на Южную Европу собственными силами.
В будущем году, я думаю, будут более активные переговоры с Туркменистаном. Возможно, будет найден какой-то вариант либо совместной разработки некоторых месторождений, либо что-то будет придумано на двустороннем уровне. Возникнет вновь вопрос больших денег под этот проект (и еще не факт, что Европа их все-таки выделит), но ждать Азербайджану уже просто нет смысла.
- Не считаете ли вы, что азербайджано-российское газовое сотрудничество подрывает перспективы транспортировки азербайджанского «голубого топлива» в обход России?
- Надо очень четко понимать две вещи. От Nabucco Азербайджан не отказался, как и никаких обещаний, что «мы будем поставлять газ в Россию, и не будем поставлять в Европу» ни от кого в Баку на официальном уровне не прозвучало. И второй аспект: я думаю, до конца года Азербайджан еще будет занимать выжидательную позицию в плане будущих трубопроводов. Есть идеи о «Южном потоке», трубопроводе Турция-Греция-Италия (TGI) на одном азербайджанском газе, и вполне вероятно, что эти проекты получат новый стимул. Конечно, нужно будет искать деньги под это – не важно европейские или американские, но это уже также станет своего рода реакцией Азербайджана на нынешнюю ситуацию.
В Европе существует очень большая проблема относительно будущего газового снабжения континента. Есть общее понятие Евросоюза как единой структуры, которая хотела бы получать газ, минуя территорию России, то есть в ее обход, в том числе и с Каспия. С другой же стороны, в Евросоюзе есть целый ряд влиятельных стран, которые имеют свои интересы, и которые, в общем-то, идут против единой политики всего ЕС. Например, Германия, у которой есть «Северный поток», с помощью которого эта страна может получать российский газ напрямую. Ей абсолютно неинтересен проект, который будет идти вообще непонятно где, и непонятно, для кого. То есть, тот самый Nabucco, вокруг которого столько ломается копий… Есть такая страна, как Англия, которой тоже вся эта «политико-альтернативная борьба» по большому счету безразлична. И Франция, которая получает уже от России газ, и может получать его в дальнейшем через Германию.
- Не считаете ли вы, что Россия, заключив недавно соглашение с Азербайджаном о закупке газа, пусть в небольших объемах, но с перспективой их увеличения и по высокой цене, пытается в перспективе стать единоличным покупателем азербайджанского газа, предотвратив его экспорт по альтернативным проектам?
- Россия имеет свое видение подобного соглашения, а Азербайджан – свое. Я думаю, что с азербайджанской стороны - это, прежде всего, недвусмысленный сигнал европейцам и американцам: чем дольше они будут тянуть с Nabucco, чем дольше они будут занимать выжидательную позицию по важнейшим энергетическим решениям в этом регионе, тем больше шансов, что Азербайджан сегодня конкретно будет подписывать соглашения по другим направлениям. Баку не будет ждать, сколько месяцев или, может быть, лет в той же Европе будут сидеть и рассуждать по поводу Nabucco. Поэтому действия Азербайджана – это, на мой взгляд, совершенно правильный курс. Я считаю, что сегодня правительство республики обладает весьма эффективным так называемым «газовым рычагом», который можно достаточно эффективно использовать и в отношениях с соседями, и в большой геополитике.
Что же касается России, то для нее, безусловно, очень важно, чтобы Азербайджан оставался в зоне ее влияния, чтобы не только энергетические потоки, но и политические сигналы другим странам были по возможности завязаны на Москве.
- Но ведь речь в азербайджано-российском соглашении идет о довольно незначительных объемах…
- Мне кажется, вопрос объемов вообще не принципиален. Дело вовсе не в объеме. Не имеет значения, большой он или незначительный. Вопрос в принципе. Азербайджан заинтересован показать европейцам и американцам, что у него есть другие партнеры, а у России есть большой интерес оставить Азербайджан в сфере своего влияния. На этом стыке уже получился нынешний договор о поставках газа, и вполне возможно, подобное сотрудничество будет развиваться между Москвой и Баку и в дальнейшем.
Махир Мамедов