Осетровые богатства Каспия разжигают аппетиты
Страны Прикаспийского региона наконец-то поставили точку в разногласиях по поводу дележа осетровых богатств Каспийского моря.
С 15 по 16 июля текущего года в иранском городе Багдад-Анзели состоялось 30-е заседание Межведомственной комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря. Здесь представители Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана смогли придти к общему мнению по нескольким важным вопросам, по которым последние несколько лет наблюдались разногласия в ходе переговоров по определению квот на вылов осетровых пород рыб. Итак, стороны договорились о квотах на текущий год, о механизме распределения их в будущем, а также обсуждена возможность введения всеобщего моратория на вылов осетровых.
Квоты - на уровне прошлого года
В ходе двухдневных переговоров было решено сохранить общедопустимый улов осетровых пород рыб в текущем году на уровне 2008 года. Таким образом, Азербайджан в текущем году получил право на вылов осетровых в размере 90 тонн. Туркменистану, не имеющему речного выхода в Каспий, опосредованно разрешили вылов в 2009 году 62 тонн. Опосредовано потому, что Туркменистан сам не занимается выловом осетровых видов рыб из-за того, что морской вылов осетровых на Каспии запрещен – возможен лишь речной лов. Фактически, туркменские осетровые морепродукты идут под российской маркой, но свою прибыль от коммерческой реализации квоты эта страна, само собой, все же получают.
Для Ирана, России и Казахстана квоты составляют 440 тонн, 286,5 тонн и 182,5 тонн соответственно. Квоты же на экспорт мяса осетровых пород рыб должен оставаться для прикаспийских стран на уровне 50% от национальной квоты. Стоит отметить, вот уже несколько лет стороны по некоторым причинам, о которых речь пойдет дальше, предпочитают оставляться квоты на уровне прошлых лет.
Семь вместо пяти
Несмотря на то, что квоты на год обычно распределяются в конце предыдущего, в последнее время сторонам не удавалось это сделать вовремя. Дело в том, что в позапрошлом году страны прикаспийского региона пришли к мнению, что квоты на вылов осетровых в Каспии должен осуществляться на основе общей методике. До этого сообща действовали лишь четыре государства: Азербайджан, Россия, Казахстан и Туркменистан, которые осуществляли добычу на основании пяти критериев, которые выявляют вклад каждой страны в воспроизводстве биоресурсов. Иран же, в свою очередь, осуществлял вылов осетровых на основании собственных критериев и никак не соглашался перейти на принятые в остальных государства региона методику расчета.
Как сообщил 1news.az главный советник Департамента воспроизводства и охраны водных биоресурсов Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) Тариэль Мамедли, это было вполне ожидаемо, ведь квоты Ирана, самого крупного «ловца» осетровых на Каспии, в случае присоединения к критериям, принятых в Азербайджане, Казахстане, России и Туркменистане, сильно сокращались. В качестве уравновешивания ситуации иранская делегация в свое время предложила расширить эти критерии с пяти до семи. Однако и в этом случае, квоты Ирана оказывались бы сильно урезанными, и поэтому наш южный сосед всячески затягивал решение этого вопроса.
«Однако невозможно тянуть вечно, тем более что председательство в Межведомственной комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря перешло в этом году к Ирану. Все возражения иранской делегации были учтены, и им не оставалось ничего иного, как поставить подпись под итоговым протоколом», - сказал Т.Мамедли.
Таким образом, отныне квоты на вылов осетровых в Каспийском море будут определяться на основании следующих семи критериев. Во-первых, будет учитываться объем пресного стока воды с территории того или иного государства, во-вторых, масштабы естественного воспроизводства, в-третьих, масштабы искусственного воспроизводства, а также биомасса кормовой базы акватории государства, биомасса осетровых видов рыб на единицу площади территории и принятые по настоянию Ирана критерии по загрязнению и браконьерству.
В этой связи интересен тот факт, что, судя по всему, общая доля официального вылова осетровых на уровне Каспия должна существенно сократиться. Причем это произойдет за счет Ирана и России, которая из–за введенных дополнительных критериев также пострадает в этом смысле. Поэтому в определенной степени логичным выглядит тот факт, что в ходе прошедшего заседания на итоговом протоколе не было подписи главы российской делегации, которая должна, как оказалось, срочно вылететь на родину. Между тем, по словам Т. Мамедли, российская сторона на переговорах выказывала солидарную со всеми позицию, а подписание протокола будет сделано в ближайшее время. Документ уже направлен главе Государственного комитета по рыболовству РФ Андрею Крайнему.
Нам белуга не нужна!
Еще одним важным вопросом, хоть по нему стороны не приняли конкретного решения, стало обсуждение возможности введения моратория на вылов осетровых пород рыб. Интересно, что данный вопрос на обсуждение вынес Казахстан, в то время как глава Госкомитета по рыболовству РФ А.Крайний вот уже на протяжении полутора лет собирается сделать подобное предложение всем прикаспийским странам.
Стоит напомнить, сколько шуму сделало его заявление на пресс-конференции в конце марта прошлого года, где он объявил о намерении предложить всем прикаспийским странам ввести мораторий на вылов осетровых, как минимум, на пять лет. Свое намерение чиновник мотивировал тем, что осетровые богатства Каспия неуклонной сокращаются, и данные меры позволят в значительной мере восстановить популяцию осетровых пород рыбы.
Между тем, по словам Т. Мамедли, ни в устной, ни в письменной форме Прикаспийские государства, в частности, Азербайджан, об этом намерении оповещены не были. То есть, нельзя говорить об официально сделанном предложении. Кроме того, на межведомственных заседаниях российская делегация планомерно ведет работу по увеличению собственной квоты на коммерческий вылов осетровых.
Рассмотрев предложение Казахстана, стороны пришли к мнению, что данный вопрос требует обсуждения с компетентными государственными органами прикаспийских стран и проработки механизма внедрения. По мнению Т. Мамедли, общий мораторий не удастся ввести прежде, чем прикаспийские государства не договорятся о статусе моря, а также не будет решен вопрос повышения статуса Комиссии по водным биоресурсам Каспия до межправительственной.
В свою очередь, Азербайджан выстудил с заявлением, что любая прикаспийская страна может добровольно в одностороннем порядке отказаться частично или полностью от своей коммерческой квоты вылова. Причем, это заявление было подкреплено конкретными делами. На прошедшем заседании Азербайджан официально объявил об отказе на вылов еще одного вида осетровых – белуги. Кроме того, республика уже в течение 30 лет в одностороннем порядке отказываемся от квоты вылова шипа.
«Проводимые нами исследования в Каспийском море показывают, что популяция севрюги сильно сократилась, численность белуги и шипа находиться на катастрофически низком уровне. Лишь популяция осетра находиться на стабильно низком уровне, даже наметилась тенденция к незначительному увеличению. Поэтому не стоит удивляться нашему отказу от освоения квот на эти породы рыбы. В настоящий момент в стране изучается возможность введения моратория на вылов севрюги. Единственное, от чего наша республика пока не собирается отказываться – это от вылова осетра, запасы которого, в отличие от остальных видов осетровых, находятся на стабильном уровне», - подытожил Т. Мамедли.
Р. Мамедов