Яшар Джафарли: «Фактор наращивания военной силы может повлиять на мирные переговоры»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем азербайджанского Общественного объединения «Офицеры запаса и в отставке», военным экспертом Яшаром Джафарли.
- Как вы прокомментируете информацию о том, что Азербайджан приступает к закупкам больших партий оборонительных систем, наступательных вооружений и авиации, расширяет производство собственных видов вооружений?
- Я считаю, что происходит то, чего и следовало ожидать по итогам безрезультатных многолетних армяно-азербайджанских мирных переговоров по разрешению Карабахского конфликта. Несмотря на многочисленные обещания международных посредников в лице США, России и Франции, мирные переговоры зашли в полный тупик, выход из которого по моему личному мнению возможен, если сделать упор на применение военно-политического фактора.
Азербайджан в отличие от Армении прекрасно осознает, что рано или поздно придется воевать и планомерно готовится к подобному варианту развития событий.
- Можно ли назвать планомерной подготовкой к военным действиям возможную закупку Азербайджаном двух российских дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит», желание приобрести 24 пакистанских истребителя Catic JF-17 Thunder, контракты на поставку бронетехники и артустановок из ряда стран СНГ и государств НАТО?
- Естественно, что просто так такие огромные суммы денег на вооружение не тратятся и ясно, что Азербайджан не намерен далее опираться только на дипломатические пути разрешения Карабахского конфликта. Отмечу, что фактор наращивания военной силы также может повлиять на мирные переговоры. В первую очередь ведущие державы в лице США и России должны предельно ясно понять серьезность ситуации. Однако еще есть шанс остановить возобновление военных действий и для этого США и России надо оказать давление на руководство Армении. Но с моей точки зрения начало военных действий в Карабахе уже решенный на 90% вопрос и осталось всего 10% шансов, что ведущие державы смогут остановить такое развитие событий.
- То есть вы считаете, что ведущие державы могут занять пассивную позицию в случае возобновления военных действий на карабахском фронте?
- Конечно нет. Несомненно, что ведущие державы будут активно вмешиваться в развитие событий, в том числе и военных действий на Карабахском фронте. Но Азербайджан не должен обращать внимания на все это, тем более что ничего нового в этом нет. Азербайджан должен идти к выполнению поставленной задачи по восстановлению своего суверенитета и тщательно готовиться ко всем возможным препятствиям на этом пути.
- Как по-вашему, в чем может выразиться помощь Азербайджану со стороны братской Турции в случае возобновления войны в Карабахе?
- Позиция Турции неизменна – кто бы не пришел там к власти, мы твердо знаем, что турецкое руководство и общество готовы полностью поддержать и помочь Азербайджану в случае войны. Турецкое руководство неоднократно заявляло, что будет координировать с Азербайджаном все свои шаги в случае возобновления военных действий в Карабахе. Это значит оказание Азербайджану дипломатической, политической, военно-технической поддержки, вплоть до предоставления военных специалистов и войсковых подразделений. К такому развитию событий Азербайджан и Турция готовятся не один год и в этот раз война в Карабахе уже не будет неожиданностью для азербайджанской стороны.
- А что вы можете сказать о сроках возобновления военных действий в Карабахе?
- Отмечу, что к этому нас подталкивают безответственные шаги армянского руководства. К примеру, поведение официального Еревана в вопросе возвращения тела прапорщика Мубариза Ибрагимова вызывает отвращение. Есть элементарные нормы и правила поведения в человеческом обществе, которые диктуют уважительное отношение к погибшим, однако руководство Армении ведет себя в прямом смысле по-скотски и странно, что всегда чуткое мировое сообщество никак особо не реагирует на такое антигуманное поведение ереванских властей. Тем самым власти Армении сами предрешили дальнейшее развитие событий и сузили пространство для мирных переговоров.
Поэтому в свете всего этого считаю, что давно можно было вообще прекратить всяческие переговоры с Арменией и продолжать наращивать обороноспособность Азербайджана. При этом надо серьезно оценивать все факторы и риски, но самое главное, что руководство и население Азербайджана едины в вопросе разрешения карабахского конфликта. Морально-психологический фактор решает многое и считаю, что следует усилить пропагандистскую работу в обществе. Дело не в том, когда начнутся военные действия в Карабахе, а в том, что к такому развитию ситуации мы должны быть максимально хорошо подготовлены.
Следует дать Армении крайний срок, допустим, в несколько месяцев или полгода, в рамках которого возможны еще мирные переговоры, а по истечении этого срока вся ответственность за дальнейшее развитие событий уже будет лежать на армянской стороне.
Ризван Гусейнов