Эльмир Кулиев: «Преступники ставили целью не только устранить ахунда мечети, но и вызвать широкий общественный резонанс»
Эксклюзивное интервью 1news.az с директором Департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа, кандидатом философских наук, известным теологом Эльмиром Кулиевым
- Эльмир муаллим, вчерашний кровавый инцидент в мечети «Джума» (Абу Бакр) Наримановского района Баку возмутил общественность страны. Насколько предсказуемыми были подобные действия для Азербайджана?
- Больно и трудно комментировать событие, унесшее жизни наших сограждан. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннее соболезнование семьям погибших. Мы молимся за них и надеемся, что их кровь пролилась не напрасно. Должны быть приняты меры, чтобы подобное больше никогда не повторилось. В цивилизованном обществе нет места тем, кто проповедует насилие и покушается на жизнь мирных граждан. Исполнители и вдохновители этого вопиющего преступления должны понести наказание по всей строгости закона.
Вы спрашиваете, можно ли было ожидать этого. Разве можно ожидать убийства в мирное время? Да еще в мечети? Где еще люди могут чувствовать себя в безопасности, если не в храме Божьем? Конечно, в наше неспокойное время нужно быть готовым к любому развитию событий. Безнаказанные теракты в мечетях Ирака и Пакистана дают религиозным фанатикам повод поднять голову и в других странах. Но поверьте, трудно было предположить, что такое произойдет в нашей столице. В это и сейчас не хочется верить.
- Существует мнение, что покушение готовилось именно на ахунда мечети Гамета Сулейманова, и было мотивировано конфликтом на религиозной почве. Как вы считаете, это могло быть вызвано расколом внутри общины мечети?
- Ахунд Сулейманов известен своей непримиримой позицией в отношении радикальных групп. На протяжении последних десяти лет он призывает к согласию между различными течениями в исламе, и, насколько мне известно, в общине самой мечети он пользуется непререкаемым авторитетом. Конечно, среди верующих могут быть недовольные деятельностью ахунда. Они могут быть из числа фанатичных приверженцев какого-либо религиозного толка. Они могут быть и среди сторонников радикального ислама, чьи идеи просочились в Азербайджан за последние годы. Однако ответить на вопрос, кто и по какой причине совершил данное преступление, исключительно в компетенции следственных органов.
Принципиально важно другое — преступникам не добиться своей цели и не запугать нас. Борьба с религиозным экстремизмом будет продолжаться. Это обязанность и верующих, и государства, и всего общества. Хочется верить, что после вчерашней трагедии наши религиозные деятели забудут о разногласиях и объединят свои усилия для искоренения радикализма. Религия должна проповедовать общечеловеческие ценности, стоять на страже духовно-нравственных традиций нашего народа, поддерживать согласие и стабильность в стране.
- Не считаете ли вы, что вчерашний взрыв был попыткой повлиять на предвыборную ситуацию в стране?
- Можно предположить, что преступники ставили целью не только устранить ахунда мечети, но и вызвать широкий общественный резонанс. Взрыв прозвучал в воскресный вечер, когда в столичных мечетях собирается больше всего народу. Люди приходят в мечети семьями, приводят своих малолетних детей. Полагаю, преступники прекрасно знали об этом, и тем ужаснее совершенный ими поступок. Но какие бы политические цели не преследовали эти люди, мы должны сделать все для того, чтобы они просчитались. Вот почему данному происшествию неправильно придавать окраску межрелигиозного противостояния. Какими бы ни оказались результаты следствия, уже сегодня ясно одно — подобные преступления не оправдываются ни одной традиционной религией.
С другой стороны, это тревожный сигнал, который побуждает нас пересмотреть отношение к религиозному просвещению в Азербайджане. Радикальным религиозным и религиозно-политическим идеям следует противопоставить подлинные нравственно-этические ценности. К сожалению, религиозные общины не в состоянии справиться с этой задачей самостоятельно. Они нуждаются в заботе и внимании со стороны государства. И чем быстрее мы выработаем полноценную концепцию государственно-конфессиональных отношений и построим многоступенчатую систему религиозного образования, тем меньше шансов будет у поборников «священной лжи».
Ризван Гусейнов