Израиль-Турция: дипломатический скандал или война нервов? -AНАЛИТИКА
Данную неделю можно назвать слишком жаркой и достаточно нервной в отношениях между Турцией и Израилем.
Напомним, что в начале недели министерство иностранных дел Израиля ответило на критику премьер-министра Турции и заявило, что у Турции нет абсолютно никакого права преподавать этику Государству Израиля и ее вооруженным силам.
Наряду с этим посол Турции в Израиле был вызван заместителем министра иностранных дел Израиля Дани Аялоном. Во время встречи Аялон вручил ноту протеста послу Турции по поводу турецкого сериала, изобразившего агентов Моссада как грабителей ребенка.
Во время встречи Аялон отказался пожать руку послу Турции Ахмету Огузу Челикколу, когда журналисты попросили это сделать и сказал на иврите, что «мы только хотим, чтобы это было замечено, что он усажен ниже нас и что на столе есть только один флаг».
Турция потребовала от Израиля официальных извинений, а также разъяснения по поводу поведения заместителя министра иностранных дел Дани Аялона.
Хотя, решительно критикуя Израиль за его создание дипломатической напряженности между двумя странами, Турция также заявила, что она никогда не была настроена «антисемитски», и в прошлом сделала многое, чтобы помочь евреям.
Президент Турции Абдулла Гюль потребовал от израильского правительства принести извинения за оскорбление и унижение посла. Гюль поставил ультиматум, требуя принести извинения до вечера, угрожая в противном случае отозвать посла из Израиля.
Глава израильского МИДа Авигдор Либерман, со своей стороны, сказал, что Израиль не заинтересован в конфронтации с Анкарой и уважает турецкий народ, но требует такого же уважения к себе.
Президент Израиля Шимон Перес и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньягу потребовали от израильского МИДа извиниться за оскорбление турецкого посла в Тель-Авиве. Из эксклюзивного дипломатического источника в Анкаре, пожелавшего остаться неизвестным, 1news.az стало известно, что МИД Турции получил официальное извинение от заместителя министра иностранных дел Дани Аялона.
В письме, переданном Аялоном МИД Турции, отмечается, что у двух стран существуют различные точки зрения на региональные проблемы, которые и в дальнейшем будут обсуждаться в уважительной дипломатической норме. МИД Израиля отмечает, что не было никакого намерения унизить персонально посла Турции.Данное письмо было передано Анкаре посредством посла Турции Ахмета Огуза Чевиккола.
Депутат Кнессета Роберт Тивьяев, возглавляющий межпарламентскую ассоциацию «Израиль-Турция», находится в эти дни в затруднительном положении. С одной стороны, ему, как и подавляющему большинству израильтян, неприятно слышать очередные антисемитские и антиизраильские высказывания премьер-министра Турции Эрдогана. С другой стороны, он считает, что заместитель главы МИД Дани Аялон повел себя грубо, посадив турецкого посла Ахмеда Огуза Челикколя на низкий диванчик, и не подав ему руку при встрече.
«Надо понять, что Эрдоган готовится к выборам, - сообщил Тивьяев,- и поэтому обращается к антиизраильским избирателям в Турции. Он пытается с нами поссориться, а мы ему подыгрываем. Получается, что мы играем на руку тем, кто хочет поссорить нас со страной, которая является нашим стратегическим союзником на протяжении десятилетий».
«Однако нельзя действовать, как рак, лебедь и щука в знаменитой басне – с одной стороны, МИД высказывает свое недовольство турецким поведением и даже ведет себя очень жестко, а с другой стороны, министр обороны едет в Анкару. Это нонсенс! Министры должны собраться, выработать общую концепцию, и решить как себя вести. Мы не добьемся ничего, если у нас не будет конкретной позиции!».
Тивьяев считает, что Турция стала «дубиной» в руках Либермана и Барака, которые лупят ей друг друга. «Наши отношения с Турцией – не игрушка. Мы не можем разругаться с ними. И потому я говорю – надо поставить Эрдогана на свое место, но нельзя устраивать детский сад, и разыгрывать унизительные сценки с послом, который явно не несет ответственность за коммерческие турецкие телеканалы»,- отметил глава межпарламентской ассоциации «Израиль-Турция».
Не стоит рассматривать произошедшее как окончание былых стратегических отношений Израиля и Турции. Пройдет какое-то время, и все вернется в привычное русло. Действия турецких властей, регулярно обращающихся к антиизраильской риторике, направлены лишь на внутреннее потребление.
Представители нынешней турецкой политической элиты партии АКР стремятся набрать очки на эксплуатации этой темы, довольно популярной среди значительного числа турок, видящих себя частью мусульманского мира и по этой причине выражающих поддержку своим братьям из Палестины.
Напомню, что отношения Турции и Израиля не были просто дружескими. Они являлись составной частью стратегической оси Анкара-Вашингтон-Тель-Авив. И для того, чтобы она сейчас развалилась, нет предпосылок. Разумеется, в ситуацию вмешаются американцы, которые постараются помирить израильтян и турок.
Конечно, произошедший скандал заметно испортил израильско-турецкие отношения, но он не изменил общую картину. Турции невыгодно выступать против Израиля хотя бы потому, что она сама считает себя региональным лидером. А в плане борьбы за эту роль Иран считается конкурентом. Поэтому, что бы ни говорили сегодня турецкие политики в Анкаре, они не смогут заменить союз с США и Израилем на дружбу с Ираном.
К сожалению, за последние 5 лет отношения двух стран пережили и период тесного стратегического партнерства, и период охлаждения отношений, вызванный израильской операцией «Литой свинец» в секторе Газа. Мне приходилось очень близко наблюдать и очень сильно переживать за усложнившимися отношениями между государствами. К большому сожалению, отношения между Турцией и Израилем начиная с антитеррористической операции «Литой свинец» в секторе Газа до сегодняшнего дня переживают не самые лучшие времена. Несмотря на то, что Турция является первым мусульманским государством, которое признало Израиль еще в 1949 году, отношения между странами при нынешней геополитической ситуации на Ближнем Востоке можно считать натянутыми.
Основной причиной в охлаждении отношений в начале ХХI века служит изменение внешнего курса Анкары после прихода к власти в 2002 году Партии справедливости и развития, чей лидер Реджеп Тайип Эрдоган возглавил турецкое правительство. Хотя правящая партия позиционирует себя как умеренно-исламистская, во внешней политике Эрдоган все больше проводит курс на активное сближение страны с остальным исламским миром, что в свою очередь предопределило изменение ракурса политики по отношению к Израилю, особенно в свете последних событий на Ближнем Востоке. Действия Израиля в ходе антитеррористической операции «Литой свинец» (направленной на предотвращение ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа) были восприняты в Турции крайне отрицательно. Так, премьер-министр Турции Эрдоган использовал исключительно резкие слова, чтобы охарактеризовать военную операцию Израиля в секторе Газа.
Турция – ведущая региональная держава, имеющая политические и экономические интересы, как на Востоке, так и на Западе. Отношения между Израилем и Турцией традиционно были тёплыми и дружескими и основывались не только на политических и экономических, но и на военных связях. Сегодня, после изменения внешнеполитического курса турецкого правительства отношения между странами значительно ухудшились.
Отдельные высказывания премьер-министра Турции Эрдогана, а также трансляция государственным каналом анти-израильского фильма привели к ухудшению общественного настроения значительной части турецкого общества к Израилю.
Это исторический факт, что с середины 90-х годов ХХ века, Турция являлась стратегическим партнером Израиля. Турецкая армия зачастую отдает предпочтение именно израильским вооружениям, прошедшим проверку реальными боевыми действиями. Только недавно концерны «Эльбит» и «Авиационная промышленность» заключили с Министерством обороны Турции контракт на поставку разведывательных систем для ВВС Турции на сумму в 141 млн. долларов. Концерн «Израильская оборонная промышленность» выиграл тендер на модернизацию турецких танков на сумму в 780 миллионов долларов.
В израильской оборонной промышленности отмечают, что взаимоотношения между Турцией и Израилем всегда отличались своей чувствительностью. «Турецкая армия всегда оказывала давление на осуществление и реализацию военных сделок с Израилем, даже после того, как исламисты пришли к власти в Турции», - отмечают израильские эксперты.
Но ключевой проблемой, которая в последнее время больше всего беспокоит Израиль, остается иранская ядерная программа. Израиль жизненно заинтересован в том, чтобы на Ближнем Востоке было как можно больше противников ядерных амбиций Тегерана. Опасения Израиля относительно позиции Турции по этой проблеме имеют под собой основания. По поводу ядерной программы Ирана премьер-министр Эрдоган заявил, что Анкара «очень неодобрительно относится к тому, чтобы Иран стал военной ядерной державой», но в то же время дал понять, что у Турции «нет никаких проблем с мирной ядерной энергетикой Ирана, поскольку и мы хотим развивать атомную энергетику в мирных целях». Этот ответ не убедил израильскую сторону и не прояснил конкретную позицию Анкары по иранскому вопросу.
Но, похоже, что последнюю не очень волнует, что думает Израиль, поскольку Турция все больше стремится вести самостоятельную политику на Ближнем Востоке без постоянной оглядки на чье-то мнение, и в первую очередь Вашингтона. А уж мнение Израиля ее должно беспокоить еще меньше.
Внутриполитические и геостратегические особенности Турции позволяют видеть в ней «мост» между Западом и исламским миром.
В своем выступлении перед депутатами Великого национального собрания Турции президент США Обама заявил, что отныне американские отношения с мусульманским миром будут строиться не только на основе общей борьбы с терроризмом, но и на базе широкого сотрудничества с учетом взаимных интересов и взаимоуважения. Очевидно, что Турция будет играть в реализации этого сотрудничества роль «важного элемента сближения Запада и исламского мира». Это соответствует основополагающему принципу внешней политики администрации Обамы – «расширение глобального сотрудничества».
Таким образом, турецко-израильские отношения на сегодняшнем этапе переживают не самые лучшие времена по сравнению с активным и динамичным периодом 90-х годов. Причина здесь, как уже было сказано выше, в исламском правительстве Турции во главе которого стоят умеренные исламисты из Партии справедливости и развития во главе с Эрдоганом.
Военно-стратегическое сотрудничество, выражающееся главным образом в военных поставках Израиля в Турцию, не гарантирует поддержку израильской политики на Ближнем Востоке со стороны Анкары. Явным подтверждением этого служит позиция Турции относительно действий Израиля в Ливане летом 2006 года и израильской операции «Литой свинец» 2008 года.
Израилю остается только чаще привлекать Турцию к участию в урегулировании арабо-израильских противоречий, тем самым давая последней чувствовать себя активным игроком на Ближнем Востоке.
Насколько это будет выгодно Израилю, покажет время.
Арье Гут
7017