Индекс инклюзивного развития-2018: в чем секрет успеха Азербайджана?
Мы уже как-то даже привыкли к тому, что ежегодно Азербайджан улучшает свои позиции в рейтинговых таблицах ведущих международных финансовых институтов.
Так, согласно подсчетам Давосского Всемирного экономического форума, экономика Азербайджана, поднявшись в 2017 году на две ступени по конкурентоспособности, утвердилась на 35-м месте в мировом масштабе. Это очень высокий показатель, свидетельствующий в первую очередь о том, что наша страна развивается даже в не очень легкий в экономическом отношении год. И как бы в догонку прошлогодних результатов в самом начале 2018 года мы узнаем, что Всемирный экономический форум (ВЭФ) включил нашу страну в тройку лидеров среди развивающихся государств в своем ежегодном отчете «Индекс инклюзивного развития-2018». Согласитесь, что это сообщение существенно отличается от предыдущих новостей подобного содержания. И основная причина кроется даже не в престиже этой структуры, которое вряд ли кто-либо поставит под сомнение, а в подходе ВЭФ к понятиям «человеческий капитал» и «уровень жизни населения», что, на наш взгляд, не только наиболее объективно отражает глобальные тенденции, но и полностью соответствует ценностям, которыми руководствуются в Азербайджане при претворении в жизнь тех или иных направлений социально-экономической политики. Вот почему, на первый и весьма поверхностный взгляд, присужденные нашей стране 4,69 балла из 7 возможных — это просто цифры, однако, если мы раскроем рейтинговую шкалу и взглянем, какие именно показатели позволили нам добиться таких результатов, то станет очевидным комплексный подход к реализуемой в Азербайджане политике улучшения уровня благосостояния населения. К тому же Азербайджан оставил позади себя 70 других государств, что уже говорит само за себя. И наконец, добавим, что в той части «Индекса инклюзивного развития-2018», которая посвящена развивающимся экономикам, мы уступили лишь Литве (4,86 балла) и Венгрии (4,74 балла).
Однако, прежде чем приступить к анализу отдельных индикаторов, хотелось бы кратко остановиться на отличиях «Индекса инклюзивного развития» ВЭФ от рейтингов, присваиваемых странам, скажем, Всемирным банком в Doing business или американским Фондом наследия в Index of Economic Freedom. Разница не только в подходах расчета индикаторов, но и концептуальном взгляде на развитие. Причем, не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. «Десятилетия, в течение которых приоритет отдавался экономическому росту, а не вопросам социальной справедливости, привели к появлению большого неравенства в благосостоянии и доходах людей», — говорится в докладе ВЭФ. — В результате в погоне за экономическим развитием правительства многих стран упустили такие моменты, как защита окружающей среды, дополнительные и ненужные нагрузки на будущие поколения».
Что этим хотят сказать в ВЭФ? Дело в том, что согласно общепринятой практике, многие государства ориентируются при расчете экономического состояния на валовой внутренний продукт (ВВП). Считается, что если он увеличился, то значит страна идет правильным курсом и развивается. ВЭФ, не отрицая полностью данное утверждение, несколько расширяет подходы и строит анализ, используя массу других индикаторов. И тому есть свои причины. Ведь в определении ВВП ключевое значение имеет расчет объемов конечной продукции и услуг. Если детализировать сказанное, то получим, что речь идет о товарах, ориентированных на конечное потребление, накопление и экспорт, а промежуточные товары и услуги, появляющиеся в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива, энергии и
т.д., в расчет не берутся. Если же говорить об основных компонентах ВВП, то их формируют объемы личного потребления в стране, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт. С экономической точки зрения вроде бы все ясно и верно, однако индекс инклюзивного развития ВЭФ включает 12 базовых индикаторов, оценивающих уровень экономического развития значительно шире, чем просто использование показателя ВВП.
«Большинство граждан оценивают экономический прогресс своих стран не по статистике роста ВВП, а по изменению уровня жизни домохозяйств — многоплановому показателю, включающему доходы, возможности трудоустройства, экономическую безопасность и качество жизни, — сказано в докладе «Индекс инклюзивного развития-2018». — Тем не менее рост ВВП остается в центре внимания как политиков, так и средств массовой информации, и по-прежнему является стандартной мерой экономического успеха».
Вот почему, если мы говорим об индикаторе ВЭФ по росту и развитию, здесь, помимо значения ВВП, применяются также показатели занятости, производительности труда, ожидаемой продолжительности жизни, а при анализе уровня инклюзивности стран в расчет принимаются доход домохозяйств, уровень бедности и неравенства. И это, кстати, объясняет, почему в своей речи, произнесенной на днях в ходе заседания Кабинета Министров, посвященного итогам социально-экономического развития в 2017 году и предстоящим задачам, Президент
Ильхам Алиев подробно остановился на вопросах занятости, открытия новых рабочих мест, мерах по борьбе с бедностью, связав их с другими экономическими целями развития. «В 2017 году были открыты 221 тыс. новых рабочих мест, в том числе 177 тыс. постоянных, — сказал глава государства. — Это очень высокий показатель. Считаю, что это рекордный показатель по числу рабочих мест, открытых в последние годы… Это создает хорошие возможности для сохранения безработицы в стране на низком уровне. Должен отметить, что по итогам года безработица в Азербайджане находится на уровне 5 процентов, а бедность — 5,4 процента. Считаю, что и это является одним из лучших результатов в мировом масштабе».
Впрочем, аналогию между комплексным подходом ВЭФ при расчете рейтингов и политикой, проводимой в нашей стране Президентом Ильхамом Алиевым, можно отследить во всех без исключения индикативных показателях. Возьмем, к примеру, рейтинг «Образование и способности», в котором в разделе «Доступ к образованию» Азербайджану присвоен балл, равный 5,1, то есть даже выше, чем средний показатель по стране. В этой рейтинговой шкале мы опередили такие развивающиеся европейские государства, как Румыния, Сербия, Болгария и Хорватия. Откуда такой успех? Потому что к вопросу образования в нашей стране подходят не только с учетом количества учебных заведений (только в 2017 году в Азербайджане были построены 133 новые школы, 14 — капитально отремонтированы, и почти в пятистах проведен текущий ремонт) и не только с точки зрения уровня преподавания (с 2014 года реализуется программа повышения заработной платы учителей общеобразовательных школ путем диагностического оценивания их знаний и умений, и только в 2017 году такую оценку прошли 41 тысяча учителей), но и с учетом роста численности населения. «Демографическая ситуация в Азербайджане очень позитивная, — отметил в своем выступлении на заседании правительства Президент Ильхам Алиев. — Это укрепляет наш потенциал, в то же время постоянно выдвигает перед нами задачи — в первую очередь задачи, связанные с инфраструктурой, социальной инфраструктурой и созданием рабочих мест. С ростом населения должно увеличиваться количество школ, детских садов».
Аналогичный подход прослеживается и в другом вопросе. В «Индексе инклюзивного развития-2018» использован рейтинг «формирование активов и предпринимательство», где Азербайджан с 4,55 балла поднялся на второе место. А ведь совершенно заслуженно, поскольку открыть сегодня бизнес в стране — дело нескольких дней, причем сбор документов и прочая волокита при этом сведены к минимуму. Не говоря уже о других предпринятых правительством мерах, таких как сведение к минимуму количества требуемых для бизнеса лицензий, малое количество выездных проверок со стороны соответствующих государственных структур и т.д., и, конечно же, успешная реализация программ по стимулированию предпринимательства, в частности, в области финансирования. Так, в 2018 году в Азербайджане будет продолжено предоставление государством льготных кредитов предпринимателям. С этой целью будет обеспечен специальный кредитный ресурс в размере 170 млн манатов. Отрадно, что эти средства будут выданы повторно за счет погашения предоставленных в свое время кредитов. «Это, в первую очередь, показывает, что предприниматели, получающие у государства кредит, осознают свою ответственность и возвращают кредиты, — считает глава государства. — С другой стороны, это свидетельствует о том, что средства, выделенные в свое время из государственного бюджета Национальному фонду помощи предпринимательству, работают. В этом году без всяких расходов из бюджета предпринимателям на льготных условиях будут предоставлены кредиты в размере 170 миллионов манатов. Посмотрим, если проектов станет больше, то мы в принципе можем увеличить данную сумму».
Подведем итоги. Сегодня в мире наблюдается довольно медленный прогресс в плане роста экономики. Причем, сказанное в равной мере относится как к развитым, так и развивающимся странам. Политическая поляризация, увеличение разрыва между уровнем жизни бедных и богатых, уменьшение социальной сплоченности — далеко не полный перечень происходящих глобальных процессов. Вот почему есть необходимость в применении новых, более всеобъемлющих и устойчивых моделей роста и развития, нацеленных в первую очередь на повышение уровня жизни людей. Надо полагать, Азербайджан идет именно по этому пути, поскольку в нашей стране давно декларируется и находит применение идея о том, что увеличение производства товаров и услуг само по себе не может стать самоцелью развития, и приоритетом является устойчивое повышение уровня жизни населения.
Рауф НАСИРОВ