Как поступит грузинская оппозиция?
Итоги военной операции Грузии по восстановлению своей территориальной целостности, видимо, еще долго будут предметом широкого обсуждения на страницах зарубежных СМИ. В целом мировое цивилизованное сообщество поддержало Грузию, и это вполне понятно.
Достаточно объективную и взвешенную позицию заняла Анкара в лице главы правительства Эрдогана, который побывал в Москве, Тбилиси и теперь прибывает в Баку. Убежден, что очень грамотно и разумно в сложившейся ситуации повел себя Азербайджан, ни в коей мере не подвергая сомнению территориальную целостность Грузии, оказав ей необходимую поддержку и в то же время не впадая в ненужные крайности. Однако, судя по всему, значительные сложности ждут руководство Грузии не столько за рубежом , сколько внутри самой страны. Если верить сообщениям тех же СМИ, ряд представителей грузинской оппозиции уже обвинили Михаила Саакашвили в развязывании войны и пообещали добиться досрочных президентских выборов. И это при том, что у действующей власти и оппозиции весьма схожие взгляды на решение проблемы с непризнанными республиками и особых разногласий в этом вопросе не имеется.
Так, влиятельная британская газета Financial Times утверждает, что один из лидеров Объединенной оппозиции Грузии и бывший соперник Саакашвили в президентской кампании Леван Гачечиладзе призвал грузинскую оппозицию требовать скорейшего проведения досрочных выборов.
Хотя по итогам военной операции в Южной Осетии и ответных действий со стороны России многие лидеры оппозиции заявили о временной консолидации вокруг действующей власти, ряд оппонентов президента продолжает настаивать, что виновником войны был именно Саакашвили. «Правительство потеряло шанс вернуть себе доверие грузин», — заявил Гачечиладзе.
Другой видный представитель грузинских оппозиционеров — генсек оппозиционной Консервативной партии Грузии Каха Кукава также подверг критике власть вообще и Саакашвили лично за развязывание вооруженного конфликта с непризнанной республикой, что повлекло за собой участие в военной операции российской армии.
«Саакашвили лично ответственен за начало войны, которую мы не смогли выиграть», — заявил Кукава, пообещав, что после стабилизации обстановки в Грузии его партия призовет к массовым демонстрациям за отставку правительства.
Во время военной операции Грузии вновь всплыло и имя бывшего соратника и личного друга, а ныне открытого оппонента Саакашвили Ираклия Окруашвили, находящегося сейчас во Франции.
Известно, что выступая на митинге в Тбилиси 12 августа, Саакашвили предложил Окруашвили забыть старые обиды и объединиться перед лицом общей угрозы. Ранее Окруашвили лично позвонил президенту, покаялся за прошлое и попросил отправить его в зону грузино-югоосетинского конфликта «простым рядовым».
Сообщалось, что бывший соратник даже подал соответствующие документы в посольство Грузии во Франции, однако затем Саакашвили все-таки отказал ему во въезде в Грузию. Во всяком случае, история эта до сих пор так и осталась невыясненной.
Напомню, что бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили получил политические убежище во Франции после того, как вышел под залог по решению тбилисского суда и уехал в Париж. Оттуда он продолжил, как он заявлял, разоблачать «преступления режима Саакашвили». Собственно, арест Окруашвили и стал отправной точкой массовых митингов оппозиции, разгон которых осенью прошлого года заметно сказался на репутации Саакашвили внутри страны. Кстати, сам Окруашвили всегда выступал за силовой вариант решения абхазской и югоосетинской проблемы.
В ответ на такой демарш из Франции опального политика тбилисский суд заочно приговорил Окруашвили к 11 годам заключения. Грузия по-прежнему настаивает на его экстрадиции и этот вопрос Парижский суд рассмотрит в начале осени.
Некоторые зарубежные эксперты отмечают, что у грузинской оппозиции действительно появился шанс добиться отставки Михаила Саакашвили с президентского поста. На последних досрочных президентских и парламентских выборах оппозиционные силы шли под лозунгами, главная мысль которых сводилась к тому, что Саакашвили проводит правильную политику, но «не совсем так, как надо».
Теперь, после августовских событий, оппозиция может вспомнить о своих опасениях и заявить, что она предупреждала народ и предвидела последующие события. Но некоторые аналитики забывают главное. Вся проблема в том, что оппозиция, вообще-то говоря, занимала и занимает позиции по проблемам Абхазии и Южной Осетии точно такие же, как и Саакашвили, и многие ее лидеры не выступают против силового варианта.
Единственное, в чем может оппозиция упрекнуть действующего президента, то только в том, что он сделал не все для успешного завершения военной операции по освобождению Южной Осетии.
Как бы там ни было, но даже в случае гипотетического ухода Михаила Саакашвили грузино-российские отношения вряд ли кардинально изменятся в ближайшей перспективе. Слишком уж много факторов, препятствующих подобному процессу. И об этом хорошо знает сама грузинская оппозиция.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции