Washington post: «Все старые титаны потерпели крах. Пришел черед и Соединенных Штатов?»
Еще в августе прошлого года, во время паники из-за ипотеки, бывший глава Федеральной Резервной Системы Алан Гринспен успокоил народ, пишет Washington post. «Нынешние потрясения, - заявил он, - подобны краткосрочным финансовым проблемам, как российский дефолт в 1998 году или крах американского фондового рынка в 1987 году. Беспокоиться нечего».
Сегодня, спустя девять месяцев, утешения Гринспена больше не кажутся убедительными. Экономика США столкнулась с беспрецедентной величиной задолженности, резким взлетом цен на сырье и падением цен на недвижимость, а также со слабостью доллара. Некоторые экономисты опасаются, что вскоре мир накроет сильнейший с 1930-х годов финансовый кризис. Американцам следует остерегаться того, что нынешние треволнения предвещают глобальные потрясения вроде тех, которые вызвали крах былых ведущих экономик мира. Наиболее ярким примером была Великобритания.
Washington post при этом приводит аналогию США с другими империями прошлого – Римом, Испанией, Нидерландами. Те, кто до сих пор уверены, что Соединенные Штаты – страна уникальная, богоизбранная, должны помнить, что первоначальная сила вышеуказанных стран впоследствии обернулась их слабостью. Этим упадкам, наблюдавшимся в прошлом, посвящено много книг. Читая их, можно прийти к мысли, что имперская Испания, морская Голландия и индустриально-развитая Великобритания имели много общих слабых мест: это - ощущение, что страна двинулась по неверному пути, нетерпимая религия, чрезмерное распыление военных сил или имперских структур, экономическая поляризация, развитие финансового сектора, вытеснявшего промышленность, и чересчур большая задолженность. Все это верно для сегодняшних Соединенных Штатов.
Скептики могут отметить, что пророки несчастий во всех этих странах в итоге оказались правы, но тревогу они начали бить преждевременно. Например, в Великобритании пессимисты беспокоились, что страна повторит судьбу Голландии, еще в 1860-е годы, а в 1890-х дурные предчувствия взыграли с новой силой. К 1940-м пророчества сбылись, но критика, звучавшая в 60-е и 90-е годы XIX века, была несвоевременно ранней.
Преждевременные страхи наблюдались и в США. Первые потрясения – в 1968-1972 годах – были связаны с глобальным торговым и валютным кризисами. Издавались книги с названиями типа «Отступление от империи?» или 2Конец эры Америки».
Очередная стадия наступила в конце 1980-х, когда казалось, что вновь окрепшая Япония оспаривает господство США в промышленности и финансовом секторе.
Сегодня можно перечислить вехи еще одного гибельного десятилетия: техномания 1997-2000 годов, переросшая в надувание «пузыря» и крах рынка; теракты 11 сентября 2001 года; провальное вторжение администрации Буша в Ирак в 2003 году. Затем ОПЕК отменила свой ценовой коридор в отношении нефти, составлявший от 22 до 28 долларов, и за пять лет баррель вздорожал до 100 с лишним долларов; война в Ираке привела к тому, что мир перестал уважать Соединенные Штаты; на рынке жилья в США произошел кризис и возник «долговой пузырь»; а американский доллар с 2002 года упал почти вполовину по отношению к евро. Неудивительно, что в воздухе запахло глобальным финансовым кризисом.
Итак, тревожная перспектива состоит в том, что наступит новый, назревающий глобальный кризис, после которого полвека с 1970-х до 2020-х годов для США будут оцениваться так же, как полвека с начала XX века до 1950-х годов – для Великобритании. С точки зрения истории хронология выглядит правдоподобной: четыре десятилетия преждевременной нервозности, которая затем оказывается горькой правдой.
Самой пугающей параллелью с недостатками былых великих держав является нездоровая зависимость США от финансового сектора как движущей силы экономического роста.
В Соединенных Штатах доля финансовых услуг в ВВП опередила долю промышленности в середине 1990-х годов.
Минус в том, что последние 4-5% роста ВВП в финансовом секторе в 1990-е и 2000-е годы были связаны с недобросовестностью и корыстными ухищрениями: бум ипотеки, «пакетирование» долгов в ценные бумаги и другие новации, которые лучше подошли бы для казино. Смазкой служила безудержная выдача кредитов.
В 1980-1990-е годы Вашингтон благосклонно взирал на финансовый сектор, обеспечивая ему бесконечный приток ликвидности и помощи в случае кризисов. Возможно, Штаты решили, что финансовый сектор стал новой доминирующей отраслью экономики.
Благодаря гипертрофированному финансовому сектору США, Соединенные Штаты 2008 года – это крупнейший в мире должник с самым большим дефицитом текущего счета, намного превышающим этот показатель у других. Они также являются ведущим импортером промышленных товаров и нефти, с большими расходами для себя. В случае, если вскоре мир накроет сильнейший с 1930-х годов финансовый кризис, ущерб невозможно вычислить. Перед США, вероятно, виднеется перспектива потерять статус глобального экономического лидера, повторив судьбу Великобритании и Голландии.
Нармин Баширзаде