Нигяр Сеид-Бахшалиева: «Я лишь хотела попасть в тюрьму...» - ФОТО
Мы познакомились с ней при весьма забавных обстоятельствах, и первое, что я заметила – ее стиль.
Она напомнила мне любимую Блер Уолдорф, героиню сериала Gossip Girl, икону стиля многих юных девушек. Женственность и утонченность – ее образы поражают своей продуманностью и яркостью.
На ее ARCH BLOG почти 30 000 подписчиков, а после каждого поста все сразу бегут по указанному адресу, чтобы «сделать такие же яркие фотки, как у Нигяр!»
«Выпускницы консерватории - самые красивые, утонченные и воспитанные»
С первого по одиннадцатый класс я училась в гимназии искусств по классу фортепиано. Это было желание моей бабушки. Она мечтала о моем поступлении в консерваторию и всегда говорила, что «выпускницы консерватории - самые красивые, утонченные и воспитанные». Но, проучившись там 11 лет, я постоянно ловила себя на мысли, что это не то, чем хочу заниматься по жизни.
Моя учительница всегда говорила мне «Ты единственный ребенок у своей матери, выбирая свой дальнейший путь, ты должна думать об ответственности. Выбирай то, к чему лежит твоя душа, но не забывай и о финансовой стороне выбранной профессии».
А я так хотела рисовать! (улыбается)
В итоге мой выбор пал на архитектурный факультет. Еще будучи маленькой, я приходила на работу к маме и наблюдала за студентами архитектурного факультета. Большие папки, листы с чертежами… Моя бабушка и мама работали в строительном институте на кафедре английского языка. Так что, можно с уверенностью сказать, что я выросла в этой атмосфере, и она очень меня привлекала. Окончив гимназию, я поступила в Художественную академию на факультет архитектуры, хотя изначально планировала подать именно в Архитектурный институт. Случайная не случайность, о которой я ничуть не жалею (улыбается).
Моя дипломная работа? О, это отдельная история.
Нужно было определиться с основным направлением: реставрация и проектировка. А я хотела все и сразу. В итоге стала первым выпускником академии, дипломная работа которого была в двух направлениях. И благодаря присущему мне перфекционизму в весьма краткие сроки успешно завершила оба проекта.
Дипломная работа: Реставрация дома Алибековых
Мое путешествие по тюрьме…
В основном все студенты работали над проектами торговых центров. Легких путей я никогда не искала и в качестве темы планировала выбрать либо психиатрическую больницу, либо тюрьму. Мне хотелось, чтобы люди, видя мою работу, смогли прочувствовать всю ужасающую атмосферу и погрузиться в нее вместе со мной. На протяжении года я обзванивала всех знакомых и просила помочь мне попасть в тюрьму (смеется).
Реакция была весьма разной, но помощи я так и не дождалась. В итоге сама нашла нужные мне контакты, а именно - Пенитенциарной службы Министерства юстиции Азербайджана. Позвонив, представившись и коротко объяснив мою идею, попросила помочь. Мне ответили, что со мной свяжутся. Тем же вечером в 9 часов со мной связался некто и сказал: «Знаете, по-моему вас любит удача. С вами хочет встретиться наш генерал». Той ночью, впервые за долгое время, я смогла уснуть со спокойной душой и в предвкушении назначенной встречи.
Когда мы встретились, генерал признался, что ему очень импонирует идея моей дипломной работы для тюрьмы в Сангачалах.
Дипломная работа: Проект тюрьмы в Сангачалах
Как вы поняли, в тюремные стены я все-таки пробралась (улыбается). Нам вместе с дипломным руководителем устроили настоящую экскурсию, все подробно рассказали и объяснили. В тот день я получила такую порцию вдохновения и мотивации, что в течение одной недели сделала абсолютно все чертежи.
Определенно, этот проект стал для меня самым любимым, сложным и незабываемым опытом.
Художник и архитектор – это совершенно разное…
В архитектуре есть место творчеству, но там очень четкие рамки и границы, важна точность в каждом действии. Вся работа очень кропотлива и не должна зависеть от вдохновения или настроения.
Как я сдерживаю в себе творческий порыв, присущий художнику?
Ой, да нормально! (смеется) Если я очень вдохновлена, и эмоции льются через край, я сажусь за любимые архитектурные эскизы, где, помимо точной перспективы и измерений, ты можешь разгуляться воздушной акварелью и создать нечто легкое и прекрасное. У меня даже было несколько выставок. Первая в 2014 году «Лица и голоса», а затем в 2015-м «Городские эскизы», после которой я получила награду «Молодой архитектор года» от Министерства молодежи и спорта.
Чтобы понять красоту здания, нужно увидеть его изнутри
Помню, я как-то гуляла по улице Сулеймана Тагизаде. Для своего второго проекта я на протяжении года бродила по той улице. Брала миллиметровые мерки огромных лестниц, общалась с местными жителями, узнавала историю. Зимой, в очередной раз возвращаясь к переулку, мое внимание зацепил один дом, стоящий рядом.
Я увидела перед собой огромное здание, фасад которого не был особо привлекательным, а уж, тем более, необычным. Но когда я вошла, передо мной открылась совсем другая картина: фрески, живописные работы, старинные стены… Я влюбилась! (улыбается)
Я безумно люблю историю. Баку – не огромный город, очень важно беречь все архитектурные памятники.
Мне бывает очень обидно за здания, которые сносят. Все новое – это, конечно, здорово. Но ведь история хранит в себе столько жизни, информации, важных воспоминаний. Заходишь, например, в какой-то дом и узнаешь про его владельца. А затем слышишь множество историй о его жизни, о его семье. Это так увлекательно!
Мы все рождаемся кем-то. Почти в каждом из нас изначально заложено наше предназначение.
Я была рождена архитектором. Любовь к чертежам всегда была в моей крови. Если я захочу научиться чему-то новому и стать, допустим, скульптором – я им стану. Но это не будет предназначением.
Мое любимое здания – Исмаилия
По истории, Муса Нагиев построил это здание в честь своего сына Исмаила, страдающего от туберкулеза. Но не многие знают, что он долгое время не решался на его строительство. И то, что когда Исмаил находился в легкой стадии болезни, врачи предложили Нагиеву перечислить большую денежную сумму на его лечение в Германии, но он не согласился, решив, что сына смогут вылечить местные врачи. Со временем состояние его сына только ухудшалось. Он пригласил врача и согласился отправить своего сына на лечение, но было слишком поздно, Исмаил скончался. В то время Гаджи Зейналабдин Тагиев предложил Мусе построить здание в честь покойного сына. Несмотря на огромное состояние, Мусе Нагиеву эта идея не понравилась. Тагиев вновь поднял этот вопрос, но уже за большим столом и в присутствии большого числа людей, буквально не оставив мужчине выбора. А еще он подговорил его близкого советника, чтобы Муса взялся за эту идею. В итоге им удалось его уговорить (улыбается).
Мой дедушка всю жизнь работал с текстилем, у него был превосходный вкус. Думаю, я пошла в него.
Моя мама с раннего детства одевала меня необычно. То были прекрасные наряды, платья и никакого розового цвета, в котором буквально «купались» все маленькие девочки.
По сей день у меня есть несколько портных, и я почти каждый образ шью у них по своему собственному дизайну. Даже мое свадебное платье было очень необычным! (улыбается) Никогда не следую за модой, а уж, тем более, за трендами. Одеваюсь только в то, что мне действительно подходит. Для съемок я изначально подбираю образ, продумываю все до мелочей. Среди моих подписчиков есть те, кто не особо увлекается архитектурой, но питает страсть к моде. И мне всегда интересно получать от них обратную связь.
Как я набрала подписчиков?
У меня всегда был открытый профиль. Считаю, что если я создаю свою страничку в социальной сети, то делать ее приватной не имеет смысла. В студенческие годы я посещала множество выставок, мероприятий, делилась фотографиями. Так, я набрала около 4000 подписчиков. Затем уже со своих выставок ко мне пришло еще около 4-5 тыс. людей, которых интересовало мое творчество. Ну а в день моей свадьбы случился настоящий бум! (смеется) Число подписчиков поднялось до 15-16 тыс. Люди очень интересуются моей личной жизнью, нашими отношениями с супругом. Но мой блог – он об архитектуре и интересных местах, не о нашей любви. Сейчас у меня более 28 000 подписчиков, и я каждый день получаю множество приятных комментариев о моих снимках, моем стиле и вкусе.
Если бы Нигяр была зданием…
Думаю, я бы была маленьким домиком с простым и милым фасадом, уютным внутренним интерьером, но явно требующим тщательного ухода. Нужно, чтобы меня постоянно красили и меняли что-то как внутри, так и снаружи! (смеется) Не люблю однообразность и быстро от всего устаю. Ну, или же я бы стала одним из проектов великого Ле Корбюзье!
Кто знает?
И. Нармин