Start Up. Фахрия Алескерзаде: «Долгое время я доказывала людям, что бизнес для меня – не игрушки» - ФОТО
Можно быть хрупкой, молодой девушкой с тонкой душевной организацией, но при этом суметь проложить себе дорогу в предпринимательстве, и Фахрия Алескерзаде – наглядный тому пример.
В свои 20 лет она основала 2 бизнес-проекта: детское модельное агентство и детское ателье, которые на сегодняшний день приносят ей неплохой доход.
В беседе с 1news.az девушка рассказала о стереотипах, господствующих в азербайджанском обществе, а также поделилась эмоциями, которые дарит ей работа с детьми.
«Сколько себя помню, я была творческим человеком – играла на фортепиано, занималась живописью. И когда пришло время определяться с будущим, решила обучиться на искусствоведа. Однако в связи с тем, что в Азербайджане образование в этой области хромает, я поступила в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова на факультет «Теория и история искусств».
Потом я устроилась на стажировку в YARAT и познакомилась с современным искусством, которое было полной противоположностью тому, что я изучала, но тоже начало меня притягивать. И я перевелась на заочное отделение. После года стажировки мне предложили остаться работать в YARAT. Параллельно я подала заявку в NARGIS Magazine, потому что моя профессия искусствоведа требовала также писательского навыка. И только потом, совершенно случайно, начала делать шаги, которые впоследствии привели к открытию детского модельного агентства», - рассказывает наша собеседница.
По словам Фахрии, ее мать руководит детским центром развития личности, к которому девушка вначале не приближалась на пушечный выстрел. В те времена ее пугало поведение детей, один из которых кричал, второй плакал, третий капризничал и непонятно чего хотел. Но пообщавшись с ними, она поняла, что дети гораздо лучше взрослых, потому что они искренние, бескорыстные, открытые и настоящие. Ей захотелось разукрасить их досуг и приобщить к миру моды.
«Совместно с мамой я реализовала несколько пробных проектов в 2015-2016 годах, в которых, к моему удивлению, захотело поучаствовать множество людей. Увидев такую заинтересованность, я решила взять эту нишу себе, учитывая, что моя мама занимается больше образовательной частью, творчество ей было чуждо. И я продолжила организовывать фэшн-мероприятия в ее центре, теперь уже на более серьезном уровне.
Как следствие, я стала замечать, что качество моей работы в YARAT и NARGIS Magazine начало падать, и мне пришлось делать выбор. Я решила отодвинуть все на задний план, чтобы посвятить себя созданию полноценного модельного агентства», - говорит наша собеседница.
Девушка неоднократно бывала в Москве, где посещала развитые детские модельные агентства, присутствовала на их уроках и фактически перенимала их программу. Потом в ходе кропотливой работы эта программа была переделана и адаптирована под Азербайджан, учитывая, что к каждому народу должен быть свой подход. Обучившись в Москве актерскому мастерству, дефилированию и позированию, Фахрия вернулась в Баку, наняла двух работников – хореографа и гимнастку - и передала им свои знания, чтобы они приступили к работе с детьми.
«Для начала мы провели кастинг, на который пригласили всех желающих от 4-х до 14 лет. Дети, отобранные на кастинге, были приглашены к прохождению базового двухмесячного курса обучения, стоимость которого составляет 140 AZN, после чего они начали участвовать в съемках и показах. Первое время их участие не оплачивалось, а спустя 3-4 года они уже стали профессиональными моделями, и дизайнеры начали им платить. Так что на данный момент у нас есть несколько детей, которые в своем возрасте уже имеют собственные деньги», - говорит Ф.Алескерзаде.
Следующим бизнесом Фахрии стало ателье по пошиву детской одежды, которое оказалось довольно рентабельным делом.
«Изначально я пыталась ориентироваться на запросы – создавала одежду, которую мы, дизайнеры, между собой называем «пыш-пыш» (смеется), то есть пышные платья с камушками и стразами. Первая моя коллекция была именно такой, и она очень быстро распродалась. Но в какой-то момент я поняла, что в этом дизайне нет меня, перестала ориентироваться на публику и начала создавать одежду, рассчитанную на родителей, которые любят одевать детей стильно и удобно.
Сегодня я очень много внимания уделяю тому, чтобы одежда не вызывала аллергии, даже пуговицы использую органические, из кокоса. Стараюсь избегать стандартных цветовых гамм – не одеваю мальчиков только в голубое, а девочек - в розовое, наоборот, делаю упор на индивидуальность в дизайне», - говорит наша собеседница.
Таким образом, на сегодняшний день у этой молодой девушки уже имеются 2 бизнес-проекта, которые приносят прибыль. Однако она признается, что начинала свой путь с нулевым стартовым капиталом.
«Не отрицаю, что мне было легче других предпринимателей. Во-первых, я не нуждалась в деньгах, поэтому даже если бы мой бизнес прогорел, я бы могла продолжить жить за счет своих родителей. А во-вторых, мне не приходилось арендовать офис, потому что модельное агентство базировалось в Центре моей мамы. Сейчас я уже подумываю о расширении и в следующем году планирую арендовать свое собственное помещение – благо, теперь я могу покрыть этот расход, потому что получаю прибыль.
Первый год о прибыли не могло быть и речи, но я все равно горжусь тем, что не уходила в минус. Я тратила ровно столько, сколько зарабатывала. Я не могла себе позволить уйти в минус, ведь тогда мне пришлось бы просить денег у родителей, а я дала себе слово, что кровь из носу – справлюсь сама.
Многие думают, что мне помогли родители, но я вам скажу, что с их стороны никаких финансовых вложений не было. Они вообще не считали нужным, чтобы я занималась бизнесом, их больше устраивала моя работа в YARAT и NARGIS Magazine, которая, по их мнению, больше подходит для девушки. Но у меня было огромное желание стать самостоятельной и жить на свои деньги, поэтому я не отступила от намеченной цели. Со временем у меня даже получилось расширить штат, и сегодня в нашем модельном агентстве 4 педагога, а в ателье – 4 портных», - говорит Ф.Алескерзаде.
По словам девушки, одна из трудностей реализации бизнеса заключалась в том, что на тот момент ей было всего 18 лет, и потенциальные партнеры, с которыми она хотела наладить отношения, просто не воспринимали ее всерьез. Долгое время она доказывала людям, что бизнес для нее – не игрушки. А потом просто начала скрывать свой возраст, чтобы было легче заполучить доверие.
«Другой трудностью было узнать минусы современных детей, из-за которых я очень переживаю. К сожалению, нынешнее поколение родителей начиталось западных книг о том, что детям нельзя делать замечания, нужно дать им возможность расти самим и предоставить полную свободу. Однако это приводит к тому, что ребенок вырастает невоспитанным.
Могу привести пример. Была я недавно на мероприятии, на котором присутствовали взрослые и даже пожилые люди. И одна восьмилетняя девочка, перебивая всех, на протяжении часа твердила, что она королева. Все молчали, ждали, когда родитель ее остановит, но этого не случилось. И когда один из пожилых сказал: «Доченька, пожалуйста, говори немножечко тише», - у нее началась истерика. Потом еще целый час нам пришлось ее успокаивать.
В этот момент мама сказала, что они не делают ей замечания, потому что видят в ней лидерские качества и не хотят их подавлять. Но это привело к тому, что ребенок стал очень наглым. Рано или поздно, во взрослой жизни ей объяснят, что она не королева, и ее привычный мир рухнет. Поэтому лучше с детства задавать человеку правильный ориентир, чтобы в дальнейшем он сам же не испытывал сложностей», - говорит наша собеседница.
По словам Фахрии, в ее бизнес-проектах работают люди, которым за 40 и даже за 50. Но, завидев их, она всегда встает. Потому что ее так воспитали – проявлять свое уважение. При этом она тоже выступает за свободу – не только для ребенка, но и для человека в принципе. Но в ее понимании свобода – это возможность выбрать самому себе профессию, определиться со спутником жизни и другими аспектами, которые не должны быть навязаны родителями. А не отсутствие какого-либо воспитания.
«Конечно, плюсы у нынешнего поколения тоже есть. Они более развиты за счет гаджетов. Восприимчивее к новой информации. У них лучше развита мелкая моторика, и в целом они умнее. Но ими родители не занимаются так, как занимались мною и моими ровесниками. Я помню, что с нами очень много разговаривали. А сейчас дети постоянно где-то, но не дома – вначале в школе, потом на кружках, потом родители отправляют их учиться за границу. Они с ними не контактируют, предпочитая, чтобы их детьми занимались все, кроме них самих. И мне кажется, что в конечном итоге это даст не самые хорошие плоды», - считает наша собеседница.
P.S. Дорогие читатели, если вы также начали какое-нибудь интересное дело с нуля и хотите о нем рассказать в рамках нашей рубрики Start Up, пишите на Facebook или на электронную почту автору статьи: [email protected]
Лейла Мамедова