Домашние тираны. Может ли законный муж изнасиловать жену? – ФОТО
«Что за ерунда? Как муж может изнасиловать жену? Она же его жена!» - нередко недоумевают комментаторы 1news.az, прочитав новость об очередном случае бытового насилия. И данный комментарий как нельзя лучше характеризует отношение нашего общества к этому явлению.
По случаям бытового насилия даже нет статистики. Потому что большая их часть просто недоказуема.
«Нет преступления, значит, нет и насилия», - считают представители правоохранительных органов, не задумываясь о том, что именно такие случаи и приводят потом к самым жутким и леденящим кровь преступлениям.
35 любителей «помоложе» понесут наказание
«Молодую женщину пытал и насиловал гражданский муж», «В Баку муж до смерти избил жену», «В Гяндже брат убил сестру – мать четверых детей», «Женщину в Баку похитил и избил муж, причем так сильно, что у несчастной отнялись ноги», «В Азербайджане отец изнасиловал собственную дочь», «Муж на глазах у детей избил жену и заставил ее выпить яд», - это заголовки малой части новостей о случаях домашнего насилия.
Закон о предотвращении бытового насилия был принят парламентом Азербайджана в 2010 году.
Механизм его применения разрабатывается до сих пор.
Согласно данному документу, государство должно организовать правовую помощь и защиту лиц, пострадавших от бытового насилия, а также вести работу по профилактике подобных фактов.
Я присутствую на мероприятии, организованном Госкомитетом по проблемам семьи, женщин и детей с участием представителей мониторинговых групп, которые были созданы во всех регионах страны. Группы эти призваны отслеживать и оказывать помощь жертвам бытового насилия. Сегодняшнее обсуждение посвящено вопросам гендерного насилия и насилия в отношении детей в городе Баку.
По словам главы департамента информации и аналитических исследований Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюна Сафарова, насилием в отношении женщин и детей является не только бытовое насилие, но и торговля людьми, и любая дискриминация в отношении женщин, ранние браки.
По утверждению заместителя председателя Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Азербайджана Садагет Гахрамановой, в рамках борьбы с ранними браками было выявлено около 500 фактов.
«В основном, ранние браки регистрируются в селах. В настоящий момент, в связи с этими фактами возбуждено 35 уголовных дел», - подчеркивает С.Гахраманова.
Не только сексуальное, но и экономическое
Что касается бытового насилия, то, по словам начальника правового отдела Госкомитета Талии Ибрагимовой, явление это делится на несколько типов.
«Это физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие. И если первые два можно отнести к разряду преступлений, то последние зачастую вовсе не учитываются представителями правоохранительных органов», - говорит она.
По правую и левую руку от меня сидят сотрудники полиции.
«Это для нашей страны неактуально. Вот в какой-нибудь там Америке», - тихо переговариваются они между собой.
В Азербайджане, если речь идет не о вопиющих преступлениях, на случаи бытового насилия принято смотреть сквозь пальцы. Мол, разберутся как-нибудь сами, стерпится-слюбится, не стоит усугублять конфликт в семье.
Из-за такого отношения жертвы бытового насилия ощущают полную незащищенность, а бороться с мужем-тираном, который не только бьет, но и убить может, в одиночку не решаются.
Да и как решиться? Куда пойти, сбежав от домашнего насильника, если и родственники женщины, как правило, делают все, чтобы «сохранить семью». При таком раскладе ни о какой защите с их стороны не может быть и речи. В лучшем случае «старшие» объяснят, что это – семья. А в ней и не такое бывает. Нужно, мол, перетерпеть.
«Муж запрещает мне работать», - как нечто обыденное произносит вполне себе среднестатистическая азербайджанская женщина, не догадываясь даже, что отказ в финансовой свободе – это экономическое насилие.
Женщина – не вещь, жениться – не купить
А угрозы и оскорбления – не что иное, как психологическое насилие. И если женщина не хочет интимной близости, а муж настаивает и применяет силу – это сексуальное насилие. И не важно, муж он ей или нет. И бить жену нельзя, потому что это – физическое насилие.
Женщина – не вещь, а жениться – не купить.
«Женщины приходят, рассказывают о своих проблемах. Но когда речь заходит о каких-то конкретных действиях, они просят: «Только чтобы муж не знал, что я приходила. Как же быть в таких ситуациях?» - задает вопрос представительница одной из мониторинговых групп.
«Мы должны помнить, что наша цель – не наказание, а решение проблемы бытового насилия, профилактика таких случаев», - отвечает С. Гахраманова.
По ее словам, мониторинговые группы должны не только оценивать ситуацию, проводить расследования по факту и обеспечивать защиту и помощь жертвам насилия, но и анализировать причины происходящего, по возможности, не допуская разрушения семей.
Что до представителей правоохранительных органов, им, помимо «внушения» потенциальному бытовому насильнику, предписано выдавать жертвам временный охранный ордер.
«Это акт о введении ограничений к действиям человека, совершившего бытовое насилие, по отношению к пострадавшему», - поясняет С.Гахраманова.
Проблема бытового насилия актуальна для многих стран. Какие-то из них существенно продвинулись в решении вопросов, связанных с домашним насилием, какие-то только начинают свой путь в борьбе с подобными явлениями. Да и наше общество медленно, но верно меняет свое отношение к подобным фактам. Все чаще азербайджанские женщины решаются обратиться за помощью, все меньше боятся огласки, и готовы уже отстаивать свое право на полноценную жизнь.
Фото: Лала Гулиева