Заур Садыгбайли о пропаганде во Франции права западных азербайджанцев на возвращение - ВИДЕОИНТЕРВЬЮ | 1news.az | Новости
1news TV

Заур Садыгбайли о пропаганде во Франции права западных азербайджанцев на возвращение - ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

Фарида Багирова09:20 - 21 / 12 / 2023
Заур Садыгбайли о пропаганде во Франции права западных азербайджанцев на возвращение - ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

Быть одной из ключевых фигур азербайджанской диаспоры в такой «непростой» стране, как Франция, достаточно тяжело.

Еще сложнее было добиться учреждения в этой стране - где, как известно, достаточно сильны позиции армянства и армянского лобби - организации, сконцентрированной на защите наследия западных азербайджанцев и их права на возвращение на исторические земли.

Для того чтобы рассказать, с какими трудностями приходится сталкиваться нашим соотечественникам в доведении до французской общественности правды об Азербайджане, в гостях у нашей редакции побывал председатель Ассоциации защиты наследия западных азербайджанцев и права на возвращение (Франция), представитель Общины Западного Азербайджана во Франции и в Евросоюзе, член Координационнорго совета азербайджанцев Франции и Совета правления Конгресса азербайджанцев Европы, юрист, политолог Заур Садыгбайли.

Предлагаем вниманию читателей отрывки из интервью Заура Садыгбайли, полную версию беседы можно посмотреть на видео ниже.

- Что делается для формирования положительного имиджа Азербайджана во Франции?

- На самом деле, это коллективная работа, в которой участвуем все мы – кто-то в большей, кто-то в чуть меньшей степени. Есть очень много наших земляков, которые работают даже анонимно, в силу должностей, которые они занимают в этой стране. Не каждый, по понятным причинам, может позволить себе делать это открыто и находиться в поле зрения. Но опять-таки, мы встречаемся, координируем свою работу, и при необходимости, мне всегда помогают.

С 11 лет и до сегодняшнего дня вся моя жизнь прошла, можно сказать, «через» армяно-азербайджанский конфликт, окончательная точка в котором будет поставлена с подписанием мирного договора, который мы все ждем. Именно поэтому я как-то не особо задумываюсь о последствиях и опасности, с которой сопряжена моя деятельность.

Есть еще один фактор, почему я могу это делать – я принадлежу семье, которая также занималась этим конфликтом, когда он только разгорался - 26 апреля 1988 года моя мама выступила в программе «Позиция» Гениха Боровика. Ровно через месяц после этого мы уехали из Армении. Мой отец, писатель, работал в газете «Совет Ермянистаны».

И я сам вместе с братом пострадал от рук армянских шовинистов – они били нас палками с заколоченными гвоздями, на моем локте до сих пор есть шрам, который я иногда даже показываю французам, и их это сильно шокирует, потому что имидж Армении там – совсем другой.

В силу этих причин невозможно было пройти мимо, особенно в преддверии 44-дневной войны и в период боевых действий нужно было выходить во французское медийное пространство. Было очень сложно, потому что доступ в это поле нам практически закрыт.

Но тем не менее каждое интервью, даже одна фраза, написанная в Le Monde из всего полуторачасового интервью – это уже какая-то победа. У меня были интервью на RT France, большая полемика с радиожурналистом Андре Беркоффом, и они вынуждены были дать в соцсетях отрывки и ссылки, и в последнее время было два очень больших интервью на Radio Courtoisie – дебаты с одиозным журналистом армянского происхождения Лео Николяном по приглашению Майка Боровски.

Нужно понимать, что Radio Courtoisie – это правое, возможно, даже ультраправое радио, которое симпатизирует Марин Ле Пен, и это интересно с точки зрения того, что правые, ультраправые силы понимают нас лучше, чем левые.

Это были первые организованные во Франции большие дебаты, и это была очень большая победа.

В ноябре Майк Боровски на канале «Глубокая геополитика» также дал мне высказаться по актуальным вопросам, и очень много было комментариев, реакции, потому что, когда вам задают правильные вопросы и дают высказаться, это меняет общественное мнение.

Надо сказать, что до меня выступал армянский представитель, который говорил, что «мы проводим Пашиняна, вооружимся и опять нападем на Азербайджан, отберем Карабах». А я, наоборот, говорил о сегодняшних перспективах, мирной повестке, разоблачал всю эту ложь.

Создание Ассоциации было очень важно для меня. Поскольку мирный процесс необратим, мы, западные азербайджанцы, с большой надеждой ждем, что в итоговом документе будет отражено право на возвращение на свои исторические земли, так же, как и армян - в Азербайджан.

Тему возвращения западных азербайджанцев я поднимал и в Париже – 23 сентября 2022 года была большая конференция по Тепебаши, где я рассказал, что это были наши исконные земли и о том, почему мы их потеряли. Знаете, на присутствующих там коренных французов это произвело большое впечатление.

Я уверен в том, что общественные организации, сконцентрированные на теме возвращения западных азербайджанцев, нужно открывать в каждой стране с учетом ее реалий. Например, во Франции решение принималось «на самом верху». Надо отметить, что наша Ассоциация солидарна с Общиной Западного Азербайджана и, хочу сказать, что вопросы права западных азербайджанцев на возвращение, защиты их наследия, неразрывно связаны с темами судьбы наших ханств, бывшего карабахского конфликта, геноцида, этнических чисток и вынужденного переселения азербайджанцев. Все это – звенья одной цепи, и невозможно говоря об одной, не коснуться другой.

Обо всем этом нужно постоянно говорить, показывать материалы, карты, чтобы среди французской, европейской общественности сформировалась правильная позиция о том, что армяне вовсе не «белые и пушистые». Потому что нужно признать, что в Европе, где, на самом деле не так хорошо знакомы с нашим регионом, за весь 20-й век армяне смогли поместить в сознание людей несколько психоконструкций – о том, что они «самая древняя нация», «первые христиане», «многострадальные», «самые хорошие, а все вокруг плохие», и, конечно, тему т.н. «геноцида», которую они используют для того чтобы скрыть собственные преступления, своих военных преступников.

Все эти стереотипы нужно сломать, а для этого нужно продолжать нашу повестку и разъяснять все реалии, причем на французском языке.

- Армянская диаспора имеет сильное лобби во Франции, а есть ли в политической элите этой страны друзья Азербайджана?

- Друзья у нас там есть, но, конечно, их должно быть больше. Сегодня ни для кого не секрет, что отношения между Азербайджаном и Францией находятся в замороженном состоянии.

Армянское лобби, к сожалению, захватило весь французский истеблишмент, у них есть рычаги давления, и это, конечно, большой скандал, потому что такое большое государство как Франция, не должно позволять, чтобы из 600 тысяч армян около 60 тысяч активистов «взяли в заложники» 63-миллионную Францию и диктовали бы ей условия, в том числе относительно ее внешней политики.

Основная ответственность конечно лежит на дипломатическом советнике Макрона, и провал французской внешней политики тоже связан именно с этим. Сегодня все они – проармянские политики, советники, продажные журналисты, добились своей цели - поссорить Францию с Азербайджаном. Но я думаю, что рано или поздно наступит прозрение, и всех, кто сегодня вмешиваются во французскую внешнюю политику «изнутри», отстранят от власти.

В моем понимании, в наших отношениях с Францией скоро должна начаться «оттепель», и я считаю, что самым большим жестом в адрес Баку могло бы стать поездка посла Франции на наши освобожденные земли, в частности, в Шушу. В сегодняшних реалиях любой жест со стороны Франции будет правильно расценен и приведет к разрядке отношений.

Потому что взять и перечеркнуть все исторические, культурные связи между нашими странами только из-за того, что какие-то 60 тысяч армянских активистов, кучка французских политиков и позорных журналистов работают против Франции, ставя превыше всего только личные интересы – такая игра не стоит свеч. Я думаю, что и в МИД Франции и в Елисейском дворце это должны наконец понять.

Сложившийся негатив идет не со стороны Азербайджана, но при этом я считаю, что нам тоже нельзя сдаваться и продолжать развивать у нас в стране и франкофонию, и двусторонние связи, и быть готовыми к тому чтобы, как только начнется разрядка, перешагнуть этот сложный период и укреплять связи.

- Есть ли во Франции видные фигуры, которые желают потепления отношений?

- Есть конечно сильные фигуры, которые понимают необходимость выстраивания хороших отношений с Баку, потому что у Франции есть в том числе серьезные экономические интересы в Азербайджане.

Есть несколько известных экспертов, которые выступают на телеканалах, в прессе. Например, мне очень нравится позиция Эммануэля Дюпюна - взвешенная, продуманная.

Есть военный эксперт и специалист по международным отношениям Жан-Доминик Мерше, он приезжал в свое время в Азербайджан, посетил Карабах.

Так что, да, есть французы, которые стремятся правдиво показывать сегодняшние геополитические реалии.

- Насколько сложно таким людям и вам самому прорывать информационную блокаду?

- Я приведу пример, как меняется восприятие во Франции, когда ты можешь говорить. В дебатах, организованных Майком Боровски, как раз была затронута тема западных азербайджанцев. Я сказал, что Армения отняла у нас право быть похороненными на земле, где мы родились, и что мы не можем даже поехать туда. И Лео Николян отвечает: «Какие проблемы, берите ваш французский паспорт и езжайте». А ведущий Майк Боровски прерывает Николяна вопросом: «Зачем ехать туда с французским паспортом, если человек хочет поехать со своим, азербайджанским?» И сразу же задает мне очень интересный вопрос: «Если человек родился во Франции, то по «праву на почву» до 18 лет он - гражданин этой страны, и это у него никто не может отнять. Вы родились в Армении, каким же образом вы потеряли армянское гражданство?»

Это мне сказал французский журналист, и я ему объяснил, что Армения отняла у нас «право на почву и право крови». Лично у меня есть оба этих права, и они переходят моим детям.

Я так и говорю моим соотечественникам из Западного Азербайджана: «Если вы или даже один из ваших родителей родились там, и вы можете это доказать, то у вас есть права, которые никто не сможет у вас отнять».

Сегодня Армения в лице премьера Никола Пашиняна должна понять, что та национальная доктрина, которая у них есть – что мы, все наши предки, якобы жили там на правах «гастарбайтеров», и потом уехали - она не пройдет. Они должны отменить сегрегационные законы и восстановить наши права. Когда вы именно таким образом объясняете это во Франции – знаете, это работает.

Сегодня перед Пашиняном стоит огромная историческая ответственность, потому что он получил от своего народа мандат – привести страну к миру.

Мы, со своей стороны, должны помнить уроки истории и сделать все чтобы конфликт был окончательно решен и не вернулся нашим детям и внукам. Вот почему важно возвращение западных азербайджанцев. Потому что в моем понимании, конфликт должен закончиться там, с чего начался - с изгнания западных азербайджанцев из Армении в 1987-1990 годах.

Сегодня наше молодое поколение должно понимать: мы одержали Победу, сейчас должны добиться мира, но борьба продолжается и должна продолжаться до тех пор, пока в Армении живы идеи «миацума», обостренного национализма – с тем, чтобы то, что произошло, больше не повторилось никогда.

- Готова ли армянская диаспора во Франции к миру?

- Сегодня очень много вопросов о том, что может сделать Франция? На самом деле, может. Она имеет влияние на Армению, на всю армянскую диаспору – то есть, у нее есть рычаги давления. И поэтому то, что может сделать сегодня Франция – это предложить справедливый план, по которому западные азербайджанцы могут вернуться жить в Армению, а армяне могут вернуться жить в Азербайджан – так, как об этом неоднократно говорил Баку.

Токсичная армянская диаспора сегодня к этому не готова. Потому что если будет подписан мирный договор и в конфликте будет поставлена точка, то все они, так же, как и «карабахский клан», станут аутсайдерами. Их не вспомнят сами армяне Армении, потому что люди не простят им своей плохой жизни, нищеты.

Сегодня Армения очень бедная страна и при этом до сих пор не идет на открытие коммуникаций - потому что ее отговаривают зарубежные «подпевалы» и «друзья». При том, что сами они живут припеваючи, в отличных условиях. Спроси сегодня у любого представителя армянской диаспоры: «Почему вы живете в Париже, Нью-Йорке или Берлине, почему не едете жить в Армению?» - а кто согласится променять свою комфортные условия на бедную Армению?..

Что армяне, диаспора делали во время оккупации наших земель – помогала созидать? – нет, только разграбляла, занималась наркоторговлей, отравляла нашу природу.

Так что у армянской диаспоры за рубежом сегодня нет никакого морального права вмешиваться в переговорный процесс, и все, кто пытаются отговаривать Армению – «не подписывай, получишь больше» - те работают против Армении. Как учит нас история, в таком случае ты обычно не получаешь ничего.

Я думаю, что сегодня Армения должна проявить политическую смелость и не слушать никого. Сейчас для этого как раз сложился позитивный момент. Думаю, что в самой Армении тоже понимают, что все эти «советники» ничего хорошего ей не принесут, напротив, доведут до пропасти.

- Какие планы у вашей Ассоциации?

- Очень большое поле работы - конференции, круглые столы, акции, на которые мы будем приглашать представителей французской общественности. Есть еще тема, которую мы будем продвигать – это формировать французский медиаресурс, переводить публикации нашей прессы с тем чтобы доносить до французской публики нашу позицию.

Поделиться:
26412

Последние новости

Все новости

1news TV