Фархад Бадалбейли и академия для музыки | 1news.az | Новости
Lifestyle

Фархад Бадалбейли и академия для музыки

21:00 - 30 / 04 / 2008
Фархад Бадалбейли и академия для музыки

В эти дни укутанное в зеленый наряд здание Бакинской музыкальной академии буквально оккупировали строители, но и в условиях коренной реконструкции она работает по традиционному графику – грядет время экзаменационной сессии, когда каждому преподавателю и студенту придется отчитываться за семестр, а в музыке никакими бессонными ночами упущенное не наверстаешь.

Все знают, что президент Азербайджана Ильхам Алиев своим распоряжением выделил 7 миллионов манат на обновление ведущего музыкального вуза страны вплоть до закупки музыкальных инструментов лучших фирм, и все неудобства (конечно же, временные) учинены только ради блага тех, кто здесь учится и работает.

А потому никто практически не замечает выставленную из аудиторий изношенную мебель, загромоздившие проходы штабеля коробок с новым оборудованием, как и усыпанного налетом старой штукатурки пола – из-за неплотно закрытых рассохшихся старых дверей отовсюду слышатся звуки виртуозно исполняемых на духовых инструментах гамм и арпеджио, изысканных по сложности фортепианных этюдов. Никто даже не удивляется тому, что одному чудаку пришло в голову отрабатывать особенно трудные места скрипичного концерта непосредственно… в вестибюле. И это так колоритно!

К назначеному для нашей встречи часу ректор БМА народный артист СССР  и народный артист Азербайджана, выдающийся пианист Фархад Шамси оглу Бадалбейли опоздал и, как бы оправдываясь, на ходу сообщил, что вот-де превратился еще и в прораба. Таким образом он пригласил меня к разговору о том, что сулит реконструкция, но, тем не менее, от готового сорваться первым вопроса о подробностях ведущихся преобразований я успела удержаться:

- Как здоровье, Фархад муаллим? Многих бакинцев напугала ваша внезапная операция, и очень приятно видеть вас в строю…

- Спасибо большое! Я и сам воспринимаю случившееся со мной как чудо. Повезло с медиками – какие, оказывается, у нас в Азербайджане квалифицированные и заботливые врачи, какой грамотный, дисциплинированный персонал! Я на себе испытал четкий порядок, поддерживаемый в Центральной клинической больнице и самого Джейхуна Топчибашева. Спасибо им всем огромное! В больничной палате у меня было много времени для размышлений. Вообще я дал себе зарок не впадать в панику – наверняка, помогло мамино воспитание. Она с детства внушала нам, что нельзя падать духом даже в сложные моменты жизни, ставила в пример членов своей семьи, то, как они стоически переносили обрушившееся на них горе. Ее отца Тагибека Сафаралиева в 1920 году репрессировали, у него отобрали особняк в Мардакяне (знаменитый «Зеленый сад») и все имущество, лишили гражданских прав. Пережив множество житейских трудностей, мама старалась, чтобы ее дети были скромными, добрыми, а главное - сильными духом, говорила, что закаляют человека испытания, что стыдно ныть из-за пустяков, а надо уметь радоваться солнцу над головой и каждому дню, подаренному судьбой …

- Эта закалка помогла вам в больнице?

- И там тоже… Я ведь с детства занимаюсь музыкой – ее установки помогали вырабатывать волю, умение настроиться на нужный лад.

- Судя по тому, что вам удалось стать одним из двух обладателей первого приза на изнурительном конкурсе пианистов имени Вианна да Мота в Лиссабоне, мамины уроки не прошли даром?

-О, ей приходилось проявлять героические усилия, чтобы я добросовестно выполнял все задания – у нас было много соблазнов, главный из которых - футбол во дворе со сверстниками.

Всерьез я сделал выбор в пользу музыки, когда моего отца назначили директором филармонии. Я присутствовал на многих репетициях симфонического оркестра под управлением Ниязи – это огромная школа. К тому же мой дядя композитор Афрасияб Бадалбейли провоцировал меня на серьезное отношение к своим способностям… В 20 лет я удостоился третьей премии на конкурсе имени Сметаны в Праге, а спустя полгода был тот самый Лиссабон.

- Фархад муаллим! У нынешних детей нет таких папы и дяди, как у вас, да и футболом они не увлекаются… Какой «материал» приходит из средних музыкальных школ в Бакинскую музыкальную академию в последние годы?

- Нормальный! Азербайджанский народ славится музыкальностью, талантов нам не занимать. Ну а роль папы, мамы и дяди здесь берут на себя педагоги – созданный  еще Узеирбеком вуз  готовит не только музыкантов-исполнителей, но и замечательны, эрудированных учителей. Результаты сами за себя говорят…

- Например…

- Ну, скажем, привез как-то наш прославленный земляк Мстислав Ростропович к нам мальчиков из девочек из открытой им в Париже музыкальной школы, чтоб бакинским ребятам «класс показали», а они, простите, как говорится, и мизинца наших не стоили! Бакинцы такое мастерство показали – владение звуком, чувством стиля, техникой! Вот метр и сказал в сердцах: «И какого черта я вез их сюда? Ваши лучше играют, чем их сверстники в Европе!».

- Фархад муаллим! Вот-вот в БМА начнется прием заявлений от абитуриентов – ждете ли сюрпризов от нового поколения?

- В принципе мы знаем потенциальных звездочек – учащиеся средних музыкальных школ имеют возможность выступать на публике, лучшие даже получают президентские стипендии. Но должны пройти годы учебы в высшей школе, стажировка у опытнейших преподавателей, наконец, сформироваться личность...

- Известно, что прошедшие у вас творческий конкурс абитуриенты иногда срезаются на тестовых экзаменах в Госкомиссии, не умея набрать нужных баллов по общеобразовательным предметам – разве справедливо лишать права учиться в вузе талантливых от природы музыкантов?

- Конечно, справедливо! Пусть поймут, что музыка – это культура, и в академии должны учиться люди, знающие не только спецпредметы, но и историю, литературу, географию, умеющие как минимум грамотно говорить и писать. Знаете, во время остановки в Париже по дороге на конкурс в Лиссабон мой руководитель по аспирантуре и член жюри предстоящего конкурса профессор Московской консерватории Яков Зак семь часов продержал меня в Лувре! Я изнывал от усталости, умолял его закончить эту экскурсию, а он твердил, что, не вникнув в вот это полотно Ван Гога, нельзя сыграть Равеля, как нельзя играть Рахманинова, не зная Чехова…  

- Удается ли преподавателям Бакинской музыкальной академии заразить своих студентов жаждой знаний?

- Урок в аудитории – это не только штудирование нотного материала и работа над техникой. Прежде всего учитель-музыкант вводит ребят в круг образов, какими мыслили авторы разучиваемых произведений, и, формируюя вкус подопечных, помогают усваивать нравственные критерии. что более, чем музыка, способно облагородить человека?

- Но это же требует времени…

- Именно поэтому я обратился в вышестоящие органы с настоятельной просьбой ввести в академии 5-летний цикл обучения. Объемный материал, веками накапливавшийся нашими предшественниками, практически невозможно освоить за четыре года.

- Насколько мне известно, вы всегда знаете об успехах ваших подопечных за пределами Азербайджана – а ведь сообщения о них поступают достаточно часто…

- Да, формально распределением мы не занимаемся, на за судьбой выпускников следим ревностно.

- В свое время победа в Лиссабоне положила начало вашему восхождению на музыкальный Олимп всесоюзного и даже мирового масштаба – широкомасштабные гастроли, звание народного артиста СССР.

А каково нынешним выпускникам вашего вуза?

- Они прекрасно вписываются в мировое пространство! Только в последнее время отличилась на мировом уровне обладательница красивого сопрано Динара Алиева, престижную премию завоевал на джазовом фестивале в Монтре Шаин Новраслы, отличились музыканты Эмиль Мамедов, Эмиль Ибрагимов, Афсар Сарабский. Недавно в Италии блеснул скрипач Джавад Тагизаде, очень нравятся за рубежом выступления дирижера Фуада Ибрагимова, продолжающего учебу в аспирантуре Кельнской консерватории, закончившего БМА по классу альта. Первую премию в Польше получил ученик нашего Ялчина Адигезалова дирижер Эйюб Кулиев, принятый в аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории - всех не перечислишь.

- Не ожидая, пока кто-то отправит их за государственный счет на учебу или гастроли,  ныне практически все сами ищут и находят возможности для творческого роста и удовлетворения хорошего тщеславия.

 – эта примета времени спасает от уныния многих.

Самостоятельный поиск места учебы и работы –для нас действительно дело новое. А вот потребность посвятить себя музыке в нашем народе врожденная. Смотрите: как будто недавно мы восхищались первыми успехами талантливого пианиста Мурада Адигезалзаде, а теперь он как солист Московской филармонии выступает во многих городах мира и успевает блестяще руководить Азербайджанской государственной филармонией. Причем там не только прочно поселилась серьезная музыка – приезжают один за другим выдающиеся исполнители, звучит изысканная, подчас редко исполняемая музыка. Но главное в том, что звучит она … при переполненном зале, что молодежь выбирает серьезную музыку на фоне всеобщего увлечения попсой и низкопробными шоу…

- Но попса продолжает активно наращивать свою аудиторию… Что делать? Кто ее остановит?

- Думаю, это патриотический долг самих руководителей телевизионных каналов.

-  Находите ли время и силы, чтобы  заниматься собственным творчеством?

- Конечно, как же иначе! Я прежде всего пианист, а значит, ни дня без рояля.

- Чем порадуете?

-Осенью в Карнеги-хол в США состоится концерт по случаю 90-летия Гара Гараева – предстоит и мое выступление. А еще готовится сюрприз: наша любимая землячка, прославленная пианистка Белла Давидович в Баку отметит день своего 80-летия. Будет играть Бетховена и другую программу вместе со своим сыном, тоже нашим земляком  – Дмитрий Ситковецкий очень известный в мире скрипач и дирижер.

- Спасибо вам за столь приятную новость! А что подарим мы столь именитым и дорогим гостям?

- Мы с Мурадом Адигезалзаде в честь Белочки сыграем Гершвина – он «Голубую рапсодию», а я – «Концерт».

- Успехов вам!

Галина Микеладзе

Поделиться:
2552

Последние новости

Все новости

1news TV