Политолог Абдул Нагиев: «Все маневры американской дипломатии в регионе преследуют цель усиления позиции США на Южном Кавказе»
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом, директором Фонда конструктивной политики Абдулом Нагиевым
- Насколько реальным является признание со стороны США так называемого «геноцида» армян в случае неоткрытия армяно-турецкой границы до апреля 2010 года?
- Надо понимать, что вопрос так называемого «геноцида» армян в Османской империи даже в случае открытия границ между Арменией и Турцией не снимается с повестки дня армянами. Я не думаю, что признание «геноцида» армян может произойти в обозримом будущем. А турецкой дипломатии надо искать пути устранения данного вопроса в целом, а не от апреля до апреля каждого текущего года. Хотим или нет, но апрель 2010 года наступит, его не вычеркнешь из календаря. Открытая или закрытая граница - не самый решающий фактор в случае принятия США решения о признании «геноцида» армян в Османской империи. Это достаточно сильный рычаг давления на Турцию и применен он может быть только в случае перекоса в турецко-израильских межгосударственных отношениях.
- Если граница между Турцией и Арменией откроется, то каким образом может измениться геополитическая ситуация на Южном Кавказе?
- Само по себе открытие границы – это не экономическое решение, это геополитический выбор. Открытие границ между Турцией и Арменией - это политическое решение, основной задачей которого является разблокирование ситуации в регионе в целом, надо также понимать, что без урегулирования Карабахской проблемы, все решения будут носить половинчатый характер. Безусловно, все маневры американской дипломатии в регионе имеют цель усиления позиции США на Южном Кавказе, близ границы с Ираном, если учитывать то, что иранский вопрос является сегодня наиболее приоритетным в политике Белого дома.
- Какой вы видите позицию России на Южном Кавказе в случае открытия армяно-турецкой границы?
- Надо прежде всего отметить, что Россия сегодня готова рассматривать США как лидера в международной политике, но ни в коем случае не как гегемона. Создание очередного поля конфронтации между США и Россией после событий августа 2008 года не входит сегодня в политические интересы России. Россия сегодня проводит выжидательную политику в данном вопросе, и рассматривает открытие границ, как просто открытие границ. Как считают многие российские эксперты, сближения Турции и Армении в ближайшее время быть не может. Вернувшееся России самосознание мировой державы дает ей понимание того, что ни открытие границ между Турцией и Арменией, ни урегулирование Карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана не сократит ее присутствие, как в Армении, так и в целом в регионе. А, учитывая ее экономические интересы, как в Армении, так и Азербайджане, разблокирование ситуации создаст возможность для более тесной интеграции в регионе и усиления влияния России на Южном Кавказе.
- Может ли Армения ужесточить свою позицию по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта после открытия границы с Турцией?
- Главным достижением азербайджанской дипломатии последних лет является рассмотрение мировым сообществом армяно-азербайджанского конфликта как этно-территориального, каким он и является. Все попытки со стороны Армении изменить формат переговоров, а именно – добиться участия в нем представителей так называемой «НКР» как стороны конфликта, грамотно пресекаются азербайджанской стороной. Но, тем не менее, надо учитывать, что позиция Армении и сегодня остается достаточно жесткой. В целом, существует три варианта решения таких конфликтов:
1. Военным путем, что пока откладывается азербайджанским руководством ввиду понимания того, что ресурс переговорного процесса не исчерпан.
2. Путем мирных договоренностей между Арменией и Азербайджаном, чего не получается и когда получится, не известно.
3. Под мощным давлением внешних сил, в нашем случае США и России.
Сегодня весь переговорный процесс развивается под консолидированным влиянием внешних игроков и подписание протоколов между Турцией и Арменией является элементом данного процесса. Сегодня сохранение статус-кво уже неинтересно не только Азербайджану, но всем игрокам, вовлеченным в переговорный процесс.
- Какие процессы будут происходить на Южном Кавказе в первой половине 2010 года?
- Сегодня тема армяно-азербайджанского конфликта стала одной из центральных в международной повестке дня, и многим стало ясно, что без урегулирования карабахского конфликта никакие другие проблемы в регионе не решить. А если учесть еще позицию азербайджанского руководства, что вести переговоры во имя переговоров Азербайджан не намерен, то можно предположить, что усилия, направленные на активизацию переговорного процесса, будут продолжены и в 2010 году, а давление со стороны внешних игроков с целью закрепления результатов переговорного процесса - расти.
- Как, по-вашему, какой должна быть позиция Азербайджана в свете армяно-турецкого сближения и как ему необходимо реагировать на подобные геополитические сдвиги?
- Азербайджан по данному вопросу четко выразил свою позицию, что турецко-армянское сближение не отвечает национальным интересам Азербайджана. Выработана достаточно выдержанная и прагматическая линия развития, как в сторону Запада, так и в северном направлении, что открывает поле для дипломатических маневров. Недопущение увязки карабахской проблемы с армяно-турецкими взаимоотношениями - насущная стратегическая задача внешней политики Армении. Но надо также помнить, что существует стратегическая вилка: Армения против Азербайджана и диаспора против Турции, ослабление которой может привести к нежелательным результатам. Гео-стратегическая связка Турция - Азербайджан должна оставаться константой при любых раскладах.
- Как вы оцениваете помощь нагорно-карабахским сепаратистам со стороны Конгресса?
- Конгресс США и в предыдущие годы оказывал помощь сепаратистам Нагорного Карабаха, и реакция Азербайджана на это вполне закономерна, в связи с увеличением за последние годы политического веса страны, как в регионе, так и на международной арене. Если учитывать, что выделенная помощь является результатом активной работы армянского лобби, то выработка путей противостояния государству в государстве под названием «армянская диаспора» должна быть одним из приоритетных направлений внешнеполитического ведомства Азербайджана.
Э.Рустамов
4574