Заур Шириев для Le Monde: У Баку больше не было причин верить в новые переговоры с таким партнером
Аналитик Международной кризисной группы Заур Шириев на страницах французского издания Le Monde рассказал о причинах эскалации армяно-азербайджанского конфликта.
Как сообщает 1news.az, специалист подчеркивает, что азербайджанцы не приемлют ни возврата к ситуации, предшествующей возобновлению военных действий, ни новых пустых обещаний.
Заур Шириев отмечает, что случай напоминает теорию по Чехову, «если вы в первом акте повесили на стену ружье, то в последнем оно должно выстрелить».
«Когда в июле на границе между Арменией и Азербайджаном начались столкновения, Баку осознал, что Ереван не готов к мирному урегулированию. Следовательно, война была неизбежна. Обе стороны ожидали и готовились к этому.
Хотя после прихода к власти в Ереване в 2018 году на волне антикоррупционного протестного движения премьер-министра Никола Пашиняна появились положительные сигналы. Впервые за долгое время армянский лидер был не из Нагорного Карабаха.
Но затем Пашинян публично поставил под сомнение «Мадридские принципы», определенные в 2007 году в рамках работы Минской группы ОБСЕ и предусматривающие возвращение Азербайджану на первом этапе семи районов вокруг Нагорного Карабаха, оккупированных Арменией в 1992-1994 годах, и заявил, что Карабах — это Армения. В то же время страны-посредники Минской группы выступали за статус-кво, не предлагая ничего нового. Для Баку это тупиковый путь: у него больше не было причин верить в новые переговоры в этом контексте и с таким партнером.
Азербайджанское контрнаступление началось в конце сентября. Так каковы цели Баку?
Цель, в первую очередь, военная. 27 сентября речь шла о пересечении линии соприкосновения и освобождении как можно большей территории, особенно на юге анклава. Восстановление [примерно 20 октября] контроля Азербайджана над своей границей с Ираном имеет большое символическое и стратегическое значение», - подчеркивает Заур Шириев, отмечая, что прежней линии соприкосновения войск уже нет.
С полным текстом статьи, опубликованной в Le Monde, можно ознакомиться здесь.
Теймур Максутов