CSM: Новая сцена для последствий конфликта США-Иран: Южный Кавказ
В конце марта, на Совете Безопасности ООН обсуждался вопрос об усилении санкций против Ирана из-за его отказа остановить ядерную программу. Иранский президент Махмуд Ахмадинеджад и его армянский коллега встретились недалеко от границы своих стран, чтобы участвовать в официальной церемонии открытия нового трубопровода, доставляющего иранский природный газ армянскому потребителю.
Зажигая символическое пламя, армянский президент Роберт Кочарян назвал церемонию «свидетельством нашей дружбы». Но это – отношения, которые не совсем удобны некоторым другим друзьям Армении, в особенности США.
Поскольку напряженные отношения между Ираном и Западом приближаются к своему пику, Армения все труднее заключать различные союзы со своим соседом. Ее сомневающаяся позиция – свидетельство ничьи Ирана с Западом, не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе.
Спустя более 15 лет после распада Советского Союза этот регион остается политически неустойчивым. Множество нерешенных конфликтов - по регионам Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии - все еще отравляют отношения между соседями.
Местные напряженные отношения еще больше усилились из-за нового глобального внимания к региону. Россия, США, Европейский Союз, Турция, и Иран - все эти страны претендуют на важное экономическое или политическое влияние в регионе.
Армения столкнулась с выбором: Иран или США?
Сохранение хороших отношений с Ираном жизненно важно для Армении, маленькой страны, не имеющей выхода к морю. Ее главные границы - с Турцией и Азербайджаном - закрыты, и страна все еще находится в состоянии войны с соседним Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Карабах - непризнанное «государство», которое все еще юридически остается частью мусульманского Азербайджана.
Однако, США - главный донор Армении и единственный спонсор, который в настоящее время посылает гуманитарную помощь в Карабах. Планируется, что в течение следующих пяти лет Армения получит 235 миллионов долларов в рамках международной программы развития президента Буша.
Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян говорит, что союзники Армении понимают ее трудную ситуацию. Но он также подтвердил, что, так как напряженность растет, то усиливается давление, чтобы Армения определилась и встала на ту или другую сторону.
«В случае Ирана и Соединенных Штатов, я думаю, что мы достигнем этой точки», - говорит г. Осканян.
Аналитики говорят, что военный конфликт с Ираном станет разрушительным для региона, и многие здесь боятся, что последствия могут отразиться и на соседях Ирана на Южном Кавказе - Армении и Азербайджане.
«Боже упаси, если в случае военных действий против Ирана Армения будет вовлечена в конфликт. И Азербайджан также», - говорит Стиопа Сафарян, директор Армянского центра национальных и международных исследований. В худшем случае развития этого сценария, может быть повторно разожжен конфликт между этими двумя странами.
Армения тратит 250-300 миллионов долларов в год на свой военный потенциал, из-за нерешенного карабахского конфликта. Азербайджан тратит в три раза больше.
Но политических деятелей также волнует, что если текущий конфликт ознаменуется военным вмешательством, напряженные отношения между Ираном и Западом могут разрушить тонкий дипломатический баланс в регионе.
Армения и Азербайджан имеют тесные связи с США и Ираном, хотя христианская Армения имеет более устойчивые отношения с Ираном.
Несмотря на порой напряженные отношения Ирана с Азербайджаном, аналитики отмечают, что страна играет ключевую, балансирующую роль в регионе. Иран стабилизирует отношения между Арменией и Азербайджаном и уравновешивает влияние России, ключевой региональной власти.
Пока баланс сохраняется
До сих пор Армения была способна сохранять баланс между США и Ираном. Она придерживается нейтральной позиции по отношению к ядерной политике Ирана, однако, сохранив свои экономические связи с этой страной прозрачными, - наряду с Азербайджаном - спокойно подписала международные соглашения о нераспространении ядерного оружия.
Но США обеспокоены растущими экономическими связями между Арменией и ее соседом, особенно из-за нового трубопровода, который армяне считают как стратегически, так и жизненно важным.
Армения не имеет собственных энергоресурсов, поэтому она перенесла серьезную нехватку энергии в начале 1990-х в результате гражданской войны в соседней Грузии.
«Армения зависела от трубопроводов, которые прошли через несколько стран, - говорит Серж Саркисян, ставший недавно премьер-министром Армении. - Мы помним ту ситуацию в Армении, когда трубопровод был не в порядке. Вообразите себе: Ереван в январе, когда на улице минус 30 градусов по Цельсию, нет ни отопления, ни воды».
Иран играет важную экономическую роль для Армении, тем не менее, немногие здесь полагают, что Армения может сделать что-нибудь другое, кроме как продолжать сохранять свой нейтралитет максимально долгое время. Но в вопросе устойчивых отношений Армении с Ираном необходимо также осторожное отношение в стране по поводу «поведения» ее соседа.
«Это очень просто. Я не думаю, что кто-то в Армении был бы рад, если рядом с нашими границами будет находиться оружие массового поражения», - говорит г. Саркисян.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az