Рустам Шахсуваров: «Органично-конструктивная оппозиция – как один из устоев политической системы Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az c заместителем председателя коммунистической партии Азербайджана, кандидатом биологических наук Рустамом Шахсуваровым
- В одном из своих интервью Вы употребили выражение «органично-конструктивная оппозиция». Что это за термин и что за ним стоит? Компартия приобретает новый облик?
- Да, действительно, Азербайджан нуждается в органично-конструктивной оппозиции. Поясню смысл верно подмеченного Вами выражения. Мы живем в независимом Азербайджане, пробивающем себе дорогу в непростом мире, стремящемся к подлинной самостоятельности, к реализации того самого «права принятия решений», которое дано лишь суверенной нации. Поэтому с точки зрения наших национально-государственных интересов, все политические силы (и у власти, и в оппозиции) должны более всего заботиться о суверенитете страны и ее независимости от внешнего диктата, откуда бы он ни исходил. Развивая отношения со всеми странами и, в том числе великими державами, Азербайджан должен сохранять то самое «право принятия решений», и все наши политические силы должны бороться за эту суверенность, за ее реализацию не на словах, а на деле. Здесть должен быть консенсус, подобный тому, который был недавно выработан в России между основными политическими партиями (в том числе и оппозиционной КПРФ, и правящей «Единой Россией») по вопросам внешней политики и национальной безопасности. Отсюда следует, что наша оппозиция должна быть государственнической, «почвенной», органично вписывающейся во все более крепнущее здание азербайджанской государственности. Суверенитет азербайджанского государства, его иммунитет от внешнего давления, его право самому принимать решения и строить то общество, которое он считает нужным строить в соответствии с традициями своей истории и культуры – вот что должно быть поставлено во главе угла. Вот такая почвенность, такой государственнический подход и есть то, что можно назвать «органичностью» оппозиции. Что же касается «конструктивности», то она как раз вытекает из «органичности». Если мы вырабатываем консенсус по суверенитету и иммунитету государства от внешнего давления, то мы должны быть конструктивны друг к другу. Да, мы можем и должны критиковать друг друга, и оппозиция на то и нужна, чтобы критиковать те или иные действия правящей партии, но с конструктивных позиций, не в ущерб суверенитету Азербайджана. Но, к сожалению, сегодня мы видим, что наша оппозиция, к сожалению, мало заботится о суверенитете страны, ее иммунитете к внешнему давлению. Напротив, она прямо-таки призывает зарубежные круги к вмешательству во внутренние дела Азербайджана, к диктату в вопросах что есть права человека, а что нет, что есть свободные выборы, а что нет. Так не годится. Тем более опасно, когда оппозиционные силы начинают получать щедрые гранты из-за рубежа. Ведь кто платит, тот и заказывает музыку...
– Как Вы оцениваете состояние партийно-политической системы Азербайджанской Республики? По-моему она находится в состоянии стагнации.
- Действительно, здесь наблюдается некоторый застой. Однако, не все так просто. В существующих партиях идут определенные внутренние процессы, уточняются взаимоотношения между партиями. Вот, например, недавние коллизии в Демократической партии и появление фигуры Сардара Джалалоглу в качестве сторонника диалога с властью. Однако я считаю, что общий застой в лагере оппозиции во многом объясняется именно ее «неорганичностью» для Азербайджана, неспособностью подняться на государственнический уровень, выше тех «интересов», которые диктуют этой оппозиции ее зарубежные грантодатели.
– В свете сказанного интересен Ваш взгляд как оппозиционного политика на Партию «Йени Азербайджан».
- Партия «Йени Азербайджан» – это типичная партия власти, характерная для стран нашего огромного постсоветского социокультурного пространства. Посмотрите, что имеет место в России, – там у власти находится партия «Единая Россия», которую с полным правом можно сравнить с нашей ПЕА: у них много общего. Такие партии, как ПЕА, «Единая Россия» и т. д. – это партии постсоветской государственной элиты, элиты, которая нашла в себе силы сорганизоваться после «демократического» развала и беспредела конца 1980-х и начала 1990-х и взять штурвал власти в уже независимых бывших союзных республиках в свои руки с тем, чтобы построить новую государственность, не дать «демократам» развалить все окончательно. Сейчас многие люди, называющие себя «либералами» или «демократами», жестко критикуют постсоветских государственников, но это, на мой взгляд, неверно. Ведь именно государственники взяли на себя миссию отстраивания постсоветских государств в условиях хаоса и развала, «демократической вольницы», о которой многие с ужасом вспоминают до сих пор. Государственники и их партии, в частности Партия «Йени Азербайджан», несут бремя укрепления государственности и сейчас, и, хотя их есть за что критиковать, но, объективно говоря, у них сегодня нет альтернативы. Думается, сегодня в Азербайджане надо не торпедировать правящую партию, а налаживать с ней обмен мнениями на упомянутом принципе «органичной конструктивности».
– Сегодня довольно часто употребляют слово «диалог». Мне думается, что это должен быть диалог во имя Азербайджана. Такой диалог предполагает самопрояснение своих позиций и лишь затем поиск общей почвы. Что Вы думаете об этом?
- Действительно, диалог необходим. И самопрояснение – его первое условие. Ну, вот, например, мы, коммунисты, должны для себя прояснить, кто мы, на каких позициях стоим, к чему призываем, и соответственно, с какими политическими силами можем вступить в диалог? Здесь, на мой взгляд, приоритет должен быть отдан тому принципу, о котором я уже сказал – то есть, интересам усиления Азербайджана, защиты суверенитета азербайджанского государства от внешнего давления, борьба за реализацию «права принятия решений» для Азербайджана. Подходит ли, с этой точки зрения, сегодняшним коммунистам диалог с силами, апеллирующими к зарубежным грантодателям и пытающимися лишить наше государство «права принятия решений»? Конечно, нет! Диалог коммунистов (левых государственников) с силами, подрывающими устои государства в угоду зарубежным грантодателям, невозможен. Сегодняшние коммунисты – в первую очередь, государственники. Поэтому, из существующих сил Компартия реально имеет темы для диалога, точки соприкосновения только с правящей ПЕА. И дело здесь не в каких-то сиюминутных пристрастиях, а в выверенной стратегии, задача которой – укрепить и развить государственность Азербайджана. Это должно быть для нас приоритетом. Что же касается условий такого диалога, то предварительных условий и не нужно.
Гюнель Наджафалиева, 1news.az