Каспийский шанс Европы
Питерсен – директор программ Caspian Europe Center в Брюсселе и Видич – директор программ ISS Energy в Институте стратегических исследований в Любляне опубликовали в Wall Street Journal свой взгляд на важность строительства Транскаспийского трубопровода через Азербайджан в Европу.
В статье говорится, что более 10 лет идут разговоры о строительстве Транскаспийского трубопровода, который доставлял бы топливо из Туркмении через Азербайджан в Евросоюз. В то время как разговоры продолжаются, Россия и Китай заключают реальные контракты на туркменский газ.
Гурбангулу Бердымухаммедов, став президентом Туркмении в 2006 году, четко дал понять о желании улучшить отношения с Западом, испытывающим необходимость в энергоносителях. В ноябре прошлого года он посетил Брюссель. Это был революционный шаг, поскольку при тоталитарном режиме Сапармурата Ниязова Туркмения была изолирована. Сегодня Европе необходимо сделать Туркмении выгодное предложение по газопроводу. Это ослабит чрезмерную власть Москвы над источниками топлива для Европы и путями ввоза природного газа. Москва уже предложила Туркмении хорошую цену за то, чтобы газ по-прежнему перекачивался на север, а не на запад. Пекин тоже недавно подписал контракт с Ашхабадом.
Туркмению от границ ЕС отделяют несколько других государств. Но политика Бердымухаммедова создала новые возможности для сотрудничества в Прикаспийском регионе. Это особенно верно в отношении Азербайджана. Прежде отношения Туркменистана с Баку были холодными из-за споров о задолженности и правах на запасы энергоносителей под дном Каспийского моря, акватория которого пока не разделена. Но в начале марта страны урегулировали проблемы и восстановили дипломатические взаимоотношения. Если обе столицы проявят политическую волю, к 2013 году подводный газопровод сможет связать континентальную Туркмению с Азербайджаном. Когда газ попадет на территорию Азербайджана, его можно будет доставить в Европу посредством имеющейся инфраструктуры и других планируемых газопроводов.
По другому варианту, можно связать азербайджанские и туркменские буровые на платформах, расположенных в Каспийском море. Но этот вариант рассматривается крайне редко, так как пропускная способность такой системы мизерна по сравнению с настоящим газопроводом. Преимуществом же этого варианта являются краткие сроки строительства, что позволит начать поставки газа в Европу до завершения строительства Транскаспийского газопровода.
Транскаспийский маршрут играет центральную роль для диверсификации поставок газа в Европу, потому что чрезмерная зависимость от ресурсов и маршрутов транзита, контролируемых Кремлем, означает, что «почти половина государств-членов ЕС уязвима перед лицом повышения цен, отключения подачи и запугивания, которым уже подверглись Белоруссия, Грузия, Украина и член ЕС Литва».
В качестве доказательства можно привести давление Москвы на Германию на саммите НАТО, когда Берлин, сославшись на недовольство России, публично выступил против присоединения Грузии и Украины к плану действий по вступлению в альянс. Не случайно российский «Газпром» активно работает над осуществлением проекта газопровода Nord Stream.
Нармин Баширзаде