Степан Григорян: «У Азербайджана появляется серьезная основа для отказа от компромиссных вариантов решения конфликта»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политологом Степаном Григоряном
- Г-н Григорян, какое влияние на процесс карабахского урегулирования может иметь принятие резолюции по НК в ООН?
- Думаю, это началo процессa развала Минской группы ОБСЕ. Кроме того, после принятия 14 марта резолюции «О положении на оккупированных территориях Азербайджана» в ООН, решение карабахского конфликта с большой вероятностью будет окончательно загнано в тупик, т.к. у Азербайджана появляется серьезная моральная и политическая основа для отказа от компромиссных вариантов решения конфликта, наработанных в рамках МГ ОБСЕ.
- На ваш взгляд, есть ли надобность изменения формата переговоров по карабахской проблеме, что недавно предлагал Азербайджан?
- Причин, по которым необходимо совершенствование формата (как его «внутренний», так и «внешний» компонент) решения карабахского конфликта, много. Так, «внутренний» формат МГ ОБСЕ должен быть расширен с привлечением к переговорам представителей избранных властей Нагорного Карабаха, легитимность которых, кстати, много выше легитимности властей Армении. «Внешний» формат также может совершенствоваться, здесь достаточно вспомнить создание в мае 2005 года «Временного Комитета» по НК при Парламентской Ассамблее СЕ в дополнение к усилиям МГ ОБСЕ. Однако, как нам представляется, дело не в плохом или хорошем формате решения конфликта (кстати, МГ ОБСЕ действительно провела огромную работу по недопущению возобновления боевых действий и выработке взаимоприемлемых вариантов решения конфликта), а в неготовности сторон конфликта к компромиссам. В отсутствии же достаточной степени доверия к властям в Армении и Азербайджане надеяться на то, что руководители наших стран пойдут на непопулярные решения и взаимные уступки, не приходится.
- Какие угрозы в себе таит для Армении перевод процесса карабахского урегулирования из ОБСЕ в ООН?
-Как представляется, ООН сегодня особенно волнуют вопросы возвращения беженцев в места своего прежнего проживания и выполнения общего принципа «сохранения территориальной целостности стран», а не политические вопросы, касающиеся статуса непризнанных образований. Поэтому перевод решения карабахского конфликта в ООН в большей степени отвечает интересам Азербайджана.
- Как могут повлиять на переговоры по Нагорному Карабаху события 1 марта в Ереване?
- Они уже повлияли. Дело в том, что авторитет Армении в мире после событий 1 марта серьезно упал, поэтому и Азербайджану удалось провести резолюцию в ООН о «Положении на оккупированных территориях Азербайджана». Напомним, что эту резолюцию Азербайджан безуспешно пытался провести в ООН последние 10 лет и только сейчас ему удалось это сделать, т.к. власти Армении для сохранения своих позиций пошли на силовой разгон мирных митингов, ограничение политических свобод граждан, аресты политических оппонентов, а также ввели в Ереване чрезвычайное положение. Кроме того, после инаугурации Сержа Саркисяна, являющегося преемником политики Кочаряна в карабахском вопросе (политики «замораживания» конфликта), у Азербайджана рассеялись все иллюзии и ожидания по возможному скорому решению конфликта. Откуда следует, что азербайджанской стороне практически нет смысла продолжать переговорный процесс, что собственно и выразилось в отказе Ильхама Алиева от встречи с Сержем Саркисяном в начале апреля на саммите НАТО в Бухаресте.
- Может ли в ближайшее время Азербайджан начать военные действия с целью решения карабахской проблемы в свою пользу? Есть ли такие предпосылки с учетом ужесточения позиций в этом вопросе с азербайджанской стороны?
-Не столь важно, кто первым начнет военные действия. Важно то, что вероятность решения карабахского конфликта военным путем по вышеназванным причинам с каждым днем растет и таит в себе серьезную угрозу для обеих стран, а также безопасности всего Южно-Кавказского региона.
- Чем вызвана пассивность Армении в вопросе использования прецедента международного признания независимости Косово при решении проблемы в Нагорном Карабахе?
- Главная причина связана с тем, что внешняя политика Армении находится в сильной зависимости от российской политики, которая резко отрицательно относится к признанию независимости Косово.
- Что может дать процессу урегулирования карабахской проблемы признание независимости Нагорного Карабаха со стороны Армении, о чем неоднократно заявляли руководители страны?
-Думаю, такой необдуманный шаг со стороны нынешнего руководства Армении мог бы привести к политической изоляции страны, так как он будет отрицательно воспринят сопредседателями МГ ОБСЕ (США, Францией и Россий), а также СЕ и ЕС.
- Какие шаги для выправления своего пошатнувшегося международного авторитета должна предпринять Армения?
-Первым долгом руководство Армении обязано выпустить из тюрем всех политзаключенных (их более 100 человек - доверенных лиц и руководителей избирательных штабов Левона Тер-Петросяна, а также лидеров и активистов оппозиционных партий). Следующим шагом должно быть всестороннее расследование расстрела мирной демонстрации 1 марта 2008 года, приведшего к гибели мирных граждан. Но для преодоления глубокого политического кризиса, охватившего Армению, этого всего будет недостаточно, здесь необходимо найти пути к тому, чтобы мнение 80% оппозиционно-настроенных граждан было учтено в институтах власти и при принятии решений. Для чего, как представляется, необходимы радикальные шаги, такие как проведение новых президентских выборов и роспуск действующего Национального Собрания Армении, никак не отражающего современные настроения армянских избирателей.
Г.А. собкор 1news.az в Армении