Расим Мусабеков: «Возвращение пяти оккупированных районов еще не означает окончательного урегулирования карабахского конфликта»
БАКУ, 13 ноя – 1NEWS.AZ
Возможность подключения Швейцарии к процессу урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в принципе логически обоснована, считает политолог, депутат парламента Расим Мусабеков.
По его словам, Швейцария участвовала в так называемом сближении Турции и Армении, а в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ.
«С учетом того, что Минская группа тоже инструмент ОБСЕ, Швейцария может более активно участвовать в процессе урегулирования всего комплекса вопросов, как армяно-азербайджанских, так и армяно-турецких. Но решающего фактора это иметь не будет», - сказал он.
Напомним, что как сообщила влиятельная газета Todays Zaman, Турция обратилась за поддержкой к Швейцарии, которая, по мнению Анкары, должна помочь разрешить конфликт между Арменией и Азербайджаном, открыв, таким образом, путь для восстановления отношений Анкары с Ереваном.
По словам источника газеты, Азербайджан заявил, что не будет возражать против открытия Турцией границы с Арменией, если Ереван освободит, как минимум, пять из семи прилегающих к Нагорному Карабаху регионов. «Ереван также заявил, что готов покинуть пять районов», - резюмирует источник издания.
Как отметил Расим Мусабеков, возвращение пяти оккупированных районов было предусмотрено всеми проектами возможных соглашений, однако это еще не означает окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«Это означает серьезное продвижение в урегулировании вопроса, но конфликт и его окончательное решение - это достаточно длительный процесс», - сказал он.
«Скажем, если армяне заявят, что готовы вернуть нам пять оккупированных районов взамен того, чтобы мы признали присоединение Нагорного Карабаха и еще двух районов к Армении… Нам разве это подходит? Так что, вопрос возвращением пяти районов не исчерпывается», - указал политолог.
Напомним, что попытки нормализации турецко-армянских отношений вне зависимости от достижения реальных результатов в нагорно-карабахском урегулировании встретили решительный отпор азербайджанской стороны.
Официальный Баку решительно заявил о недопустимости подобного рода сценариев, напомнив, что причиной закрытия границы в 1993 году являлась оккупация территорий Азербайджана армянскими вооруженными силами.
Возражения Баку были позитивно встречены турецкой общественностью, а турецкая оппозиция заявила о недопустимости проведения каких-либо переговоров с Арменией без учета интересов братского азербайджанского народа.
В тот период эксперты единогласно отмечали похолодание в отношениях между Баку и Анкарой, которое удалось ликвидировать исключительно после оглашения турецкими властями однозначной позиции о взаимосвязи между процессами нормализации отношений Турции и Армении и нагорно-карабахским конфликтом.
Подобное заявление стало холодным душем, как для Армении, так и для основных идеологов Цюрихских протоколов в США. Протоколы так и остались не ратифицированными, а нормализация отношений Анкары и Еревана впала в зависимость от переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией.
Эльшан Рустамов, Г.Р.