Зейнулла Гурбанов: «От закрытия Покровской плодоовощной базы пострадали российские цеха по производству «гранатовых соков»
БАКУ, 26 ноя – 1NEWS.AZ
Ни для кого не секрет, что до последнего времени одним из основных каналов сбыта гранатового сока в РФ являлась Покровская плодоовощная база.
Какие изменения произошли на российском рынке гранатового сока связи с закрытием этой базы, мы решили узнать у руководителя проекта по выводу на рынок России гранатового сока торговой марки «LEYLI» (www.leyli.ru) завода «AZ-GRANATA» Зейнуллы Гурбанова.
- Зейнулла муаллим, как отразится закрытие находившейся в московском районе Бирюлево Покровской плодоовощной базы на продажах гранатовых соков в России?
- Покровская плодоовощная база действительно играла свою роль в формировании рынка гранатового сока в России. Такая роль была обусловлена за счет следующих моментов:
* Низкая цена (18-25 руб. за литр) десятка очень похожих друг на друга по дизайну этикеток различных марок в стеклянной бутылке объемом в 1 л.
В частной беседе один из владельцев этих складских помещений однажды сам признался мне, что цена этих так называемых гранатовых соков на рынке ниже, чем стоимость обычной фильтрованной воды.
* Бесплатная логистика – в каждую фуру с фруктами, отправляемую в регионы, загружалось по 1-2 паллета таких соков для реализации на региональных овощных базах, да еще и с отсрочкой платежа.
* Также до закрытия овощных ларьков в Москве тысячи таких ларьков торговали этими дешевыми и низкокачественными гранатовыми соками по цене уже в 60-80 рублей.
К сожалению, хотя эти соки разливаются в России и не имеют никакого отношения к Азербайджану, на их этикетках крупным шрифтом указывается – «из азербайджанских гранатов», и очень мелким, почти нечитаемым шрифтом пишутся российские адреса производящих их небольших цехов. Некоторые «производители» идут еще дальше и называют марку «Сады Азербайджана», «Дары Азербайджана» и т.д.
Думаю, что именно эти факторы, а также дешевая рабочая сила мигрантов, работающих на этих мелких производствах, давали возможность расположенным на территории России цехам успешно сбывать свою продукцию через Покровскую плодоовощную базу и влиять на общую ситуацию в этом сегменте рынка.
Хочется особо отметить, что в России ни один вид сока не разливается различными мелкими «производителями» в таком количестве, как гранатовый сок.
Считаю, что это связано прежде всего с тем, что в сознании российского покупателя сложилось мнение о том, что гранатовый сок должен быть разлит именно в стеклянные бутылки. На самом деле эти поддельные гранатовые соки, в составе которых можно найти все, что угодно, разливаются в стеклянные бутылки полукустарным способом, и разливать такие фальсификаты значительно легче и дешевле, чем в упаковки тетра-пак, розлив в которые требует наличия дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования.
Кроме того, на фоне гранатовых соков, восстановленных из концентрата, производимых в упаковке тетра-пак крупными игроками рынка, такими как торговые марки «Я», «J7» и др., производители фальсифицированных гранатовых соков, используя стеклянную бутылку, воспринимаемую покупателями как атрибут премиальности, указывают на этикетке, что это 100% сок из Азербайджана. Пользуясь бесконтрольностью, такие горе-производители на лицевой части этикетки указывают, что это гранатовый сок, а при внимательном прочтении состава на оборотной стороне этикетки можно обнаружить в нем в лучшем случае 70% сока, причем восстановленного из концентрата, остальное это вода, сахар и другие добавки.
Однако по существующему законодательству такой продукт не может называться соком, это нектар или даже просто напиток. А вышеуказанные стереотипы, сложившиеся у потребителей, позволяют этим недобросовестным «производителям» обманывать их.
Так, недавно сотрудники полиции в Новосибирске ликвидировали подпольный цех, в котором гранатовый сок делали в антисанитарных условиях из воды, неизвестных порошков, опасных красителей и концентратов. Сок поступал в магазины под товарными знаками: ЗАО «Сибкет К», ООО «Калина», ООО «Витамины Кавказа» и ООО «Амин».
На складе было изъято почти 20 тонн неустановленной жидкости с этикетками «Гранатовый сок», штампы для нанесения даты производства, этикетки с указанием различных изготовителей, крышки и прозрачная лента для упаковки стеклянных бутылок.
Третьим моментом, с которым связано наличие в России большого количества мелких производителей некачественного поддельного гранатового сока, является достаточно высокая стоимость настоящего гранатового сока, произведенного в Азербайджане и представленного на полках российских розничных сетей. Дороговизна этих соков связана в том числе и с необходимостью уплаты входных бонусов в эти сети, высокими маркетинговыми затратами, а также постоянно растущими логистическими затратами.
Закрытие плодоовощных баз и их перевод за пределы Москвы отрицательно скажется прежде всего на таких мелких производителях, которые в связи с этой ситуацией вряд ли смогут получить средства за ранее поставленную на эти базы продукцию, что существенным образом скажется на их положении, и многим из них придется свернуть «производство». Смогут остаться на плаву только самые сильные среди них, которым каким-то образом благодаря их низкой цене удалось попасть на полки дискаунтеров, таких как «Пятерочка», «Магнит» и т.п., а также те, кто разливают низкокачественные гранатовые соки под собственными торговыми марками (СТМ) самих сетей-дискаунтеров.
- Как, на ваш взгляд, скажется закрытие крупнейшей Покровской плодоовощной базы в Москве на продажах гранатового сока торговой марки «LEYLI»?
- На продажах нашей продукции – гранатового сока ТМ «LEYLI» – данная ситуация никак не отразится, так как мы никогда не реализовывали свою продукцию через эту и подобные ей базы.
Более того, именно чтобы отличиться от этих так называемых гранатовых соков и не иметь с ними ничего общего, мы и выбрали заранее стратегию выхода на российский рынок с гранатовым соком в упаковке «тетра-пак».
Это был довольно рискованный шаг, так как российские потребители привыкли к тому, что гранатовый сок разливается в стеклянные бутылки. Но такой маркетинговый ход оказался оправданным!
Не является секретом тот факт, что в России гранатовый сок в 90% случаев употребляется для лечения или профилактики различных заболеваний, а еще чаще в период беременности. Именно поэтому мне непонятно, как можно злоупотреблять доверием таких, нуждающихся в помощи людей, и производить, мягко говоря, некачественный продукт.
Для того чтобы гранатовый сок приносил ожидаемую от него пользу для здоровья человека, необходимо, чтобы он был настоящим, 100% натуральным, произведенным по технологии прямого отжима, а не был восстановленным из концентрата.
Мы гордимся тем, что наши соки, кроме всех вышеуказанных факторов полезности, являются органическими, т.е. БИО соками, произведенными из плодов граната, выращенных и переработанных без использования химических веществ. Вот почему мы смело выбрали для своей продукции слоган «Ваше здоровье бесценно!»
Продукцией, обладающей всеми этими критериями, могут похвастаться лишь единицы производителей. И когда мы вышли на российский рынок с громким лозунгом «Настоящий гранатовый сок», корреспонденты информационный программы «НТВ утром» телеканала НТВ решили проверить это утверждение непосредственно на производстве, и недавно с этой целью побывали в Азербайджане. Они посетили самый современный, оборудованный по последнему слову техники завод «AZ-GRANATA», чтобы своими глазами увидеть, как производится настоящий гранатовый сок прямого отжима и понять его отличие от сока, произведенного из концентрата. Несмотря на сезонность произрастания плодов граната, при наличии такого количества асептических емкостей, как на этом заводе, можно целый год, до следующего урожая, разливать 100% гранатовый сок прямого отжима.
Завод «AZ-GRANATA» изначально был построен именно для производства сока прямого отжима. В этом и заключается секрет успеха продукции ТМ «LEYLI» – разлитый на этом заводе сок за короткое время стал лидером продаж в своем сегменте.
Используя технологию асептического розлива гранатового сока, имеющего БИО сертификаты, мы получили продукцию высочайшего качества. Благодаря этому сегодня мы занимаем прочную позицию на сетевом рынке Москвы, и потребитель ассоциирует настоящий гранатовый сок именно с ТМ «LEYLI» завода «AZ-GRANATA».
- Как вы считаете, каковы будут последствия закрытия плодоовощных баз в Москве?
- Думаю, существенно увеличится товарооборот всех крупных ритейлеров, таких как «МЕТРО», «АШАН», «КАРУСЕЛЬ».
Закрытие плодоовощных баз приведет к развитию более цивилизованных форм торговли. Это мнение основывается на том, что сегодня все мелкие продуктовые магазины шаговой доступности получают основной ассортимент своей продукции посредством этих баз, в то время как за рубежом, в частности в странах Европы, такие магазины закупают товары небольшими партиями из гипермаркетов типа «МЕТРО», «АШАН» и т.п.
- Не секрет, что гранатовый сок является одним из немногих известных продовольственных брендов Азербайджана. Уделяют ли соответствующие органы должное внимание его защите и продвижению в России?
- В этом вопросе заложено несколько проблем. Баку не имеет возможности влиять на недобросовестных производителей в самой России, даже если они азербайджанцы по национальности. Контролировать российский бизнес – это прерогатива российских органов надзора.
С другой стороны, необходима система мониторинга и, возможно, контроля над тем, как посредники в России используют сырье или готовую продукцию с сертифицированных азербайджанских заводов. На мой взгляд, продукция не должна просто продаваться посредникам для реализации по принципу «где-то и как-то по случаю». Необходима четкая и продуманная система продвижения гранатового сока именно как бренда. То есть речь идет об имидже нашей страны, нашей экономической культуры на потребительском рынке России.
На мой взгляд, это важнейшая задача. Если мы добьемся того, что если хотя бы одна группа наших товаров у массового потребителя воспринималась как продукция самого высокого качества – мы со временем получим результат и в политической сфере. В конце концов, политикой среднестатистический россиянин интересуется мало, еще меньше он интересуется Южным Кавказом. Зато у него есть какие-то доморощенные обывательские представления об Азербайджане, возникшие, допустим, от негативного опыта общения с торговцами в ларьке или на рынке. Изменить это крайне трудно. Но возможно.
Качественный азербайджанский товар на российском рынке, профессиональным образом прорекламированный, представленный, если хотите, с выдумкой, будет как раз работать в этом направлении. Какие меры нужно принимать для защиты и продвижения нашего бренда, наверное, отдельный разговор. Но то, что такие меры необходимы, это очевидно.