Расим Мусабеков: «Лучше 10 лет вести переговоры, чем год воевать» | 1news.az | Новости
Политика

Расим Мусабеков: «Лучше 10 лет вести переговоры, чем год воевать»

17:16 - 23 / 12 / 2013
Расим Мусабеков: «Лучше 10 лет вести переговоры, чем год воевать»

БАКУ, 23 дек – 1NEWS.AZ

Максималистская, а точнее несовместимая позиция сторон, главным образом, связана со статусом Нагорного Карабаха.

Если есть желание у сторон добиться прогресса в урегулировании, то акцент следует перенести на такие значимые для обеих сторон вопросы, как освобождение оккупированных территорий с одновременной гарантией невозобновления военных действий, обеспечение равной безопасности посредством демилитаризации, использования разъединительных сил и международных наблюдателей, возвращение вынужденно перемещенных лиц и открытие коммуникаций, а также установление дипломатических отношений и торгово-экономических связей.

Об этом заявил политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков в интервью информационному агентству АрмИнфо.

По его словам, вместо того, чтобы упереться в несовместимую на сегодня позицию по вопросу статуса и механизма его определения в будущем, сторонам следовало бы начать обсуждение переходного статуса для Нагорного Карабаха.

«Это может не только дать определенные гарантии для Нагорного Карабаха, но и вовлечь его в процесс переговоров и делового взаимодействия с Баку, зарубежными структурами», - отметил политолог.

Р.Мусабеков указал, что согласование переходного статуса для Нагорного Карабаха является ключевым, позволяющим вывести переговоры из тупика. 

Даже без конституционного закрепления, включенные в мирное соглашение обязательства сторон по переходному статусу Нагорного Карабаха существенны, так как будут носить международный характер.

«Все что я перечислил выше, имеется в обсуждаемых Мадридских принципах. При наличии воли у сторон конфликта и консолидированной позиции стран-посредников в лице Минской группы ОБСЕ прорыв на переговорах может быть достигнут», - сказал депутат.

По его словам, от бесконечного муссирования принципов урегулирования необходимо перейти к работе непосредственно над текстом мирного договора. Ведь реализовываться будут не общие принципы, а достигнутое конкретное соглашение.

«Как непосредственный участник переговоров в качестве советника Президента Азербайджана в начале 90 годов, я отдаю себе отчет в том, как трудно даются первые шаги в сторону мира, какая ответственность ложится на первых лиц, рискнувших взять на себя бремя трудных и неоднозначно воспринимающихся в обществах компромиссов. Но открывшимся для мира окном возможностей нужно постараться воспользоваться», - сказал Р.Мусабеков.

Отвечая на вопрос о причине нежелания азербайджанской стороны налаживать контакты с армянами, Р.Мусабеков отметил, что разного рода популистские и конфронтационные заявления делаются как азербайджанцами, так и армянами. Не следует придавать им большого значения.

«Будучи депутатом парламента, я ответственно заявляю, что нет ни закона, запрещающего контакты азербайджанцев с армянами, ни даже законодательной инициативы.

Что же касается народной дипломатии, то контакты по этой линии, хотя и сократились, но продолжаются. Так в последние годы в моей памяти отложилось участие в международных конференциях в Баку таких известных в Армении лиц, как Жирайр Либаридян, Степан Григорян и др.

В свою очередь часто бывают на мероприятиях в Армении азербайджанский аналитик Ариф Юнус, политический обозреватель газеты «Зеркало» Рауф Миркадыров, правозащитники, молодежные лидеры. Регулярные встречи проводятся на третьих площадках в Грузии и в Европе в рамках так называемого «Гражданского Минского процесса», - сказал политолог.

По его словам, Баку неоднократно и настойчиво предлагал диалог между армянской и азербайджанской общинами Нагорного Карабаха, но эта инициатива замалчивается и игнорируется.

«Не принижая значение и важность инструментов народной дипломатии, следует понимать ограниченность ее возможностей. Никакая народная дипломатия не может подменить собой официальные переговоры.

Мне приходилось участвовать в обоих этих форматах, и поэтому я говорю это со знанием ситуации изнутри. Народная дипломатия наводит мосты, подготавливает какие-то шаги навстречу друг другу, а в будущем может помочь в закреплении достигнутых позитивных результатов. Одним словом, роль народной дипломатии вспомогательная.

Уверен, что интенсивность народной дипломатии и позитивное отношение к ней армянских и азербайджанских властей существенно возрастет, в случае прогресса на переговорах и вероятности выхода на взаимоприемлемые соглашения», - сказал депутат.

Отвечая на вопрос о том, внушает ли встреча президентов Азербайджана и Армении в Вене после почти двухлетнего перерыва какой-то оптимизм, Р.Мусабеков отметил, что сам факт возобновления после длительного перерыва диалога на уровне президентов позитивен.

«Ведь очевидно, что судьбоносные решения в этом вопросе могут принять лишь лица, облаченные полномочиями высшей власти. Если оглядываться на прошлый опыт подобных встреч, то поначалу все они внушали оптимизм, но, к сожалению, завершались ничем», - сказал политолог.

По его словам, стороны конфликта уже подходили к решающему рубежу, когда оставалось сделать маленький шажок, но его делали не навстречу друг к другу, а назад.

Однако это еще не дает основание заранее считать бесперспективным начавшийся переговорный раунд. Негативный опыт тоже полезен, когда из него делают нужные выводы.

«В конце концов, когда-то ведь должен осуществиться прорыв на переговорах, так почему бы этому не случиться сейчас? Поэтому я остаюсь осторожным оптимистом и считаю нужным продолжать армяно-азербайджанский диалог. Для здравомыслящих людей у нас, да и у вас, очевидно, что лучше 10 лет вести переговоры, чем один год воевать», - подчеркнул депутат.

Отвечая на вопрос о том, какова главная проблема, порожденная состоянием неурегулированного нагорно-карабахского конфликта, Р.Мусабеков отметил, что назвать одну проблему главной затруднительно.

«Политически – это отсутствие стабильности и риски новой войны на Южном Кавказе. Экономически – это закрытые границы, отвлечение и без того ограниченных финансовых и материальных ресурсов на военные цели, а также неспособность нашего региона стать целостным экономическим организмом.

Однако самая главная проблема, а точнее трагедия – это более миллиона беженцев и вынужденно перемещенных лиц. Именно они являются главными жертвами неурегулированного конфликта, не имея возможности вернуться к своим очагам, привести в порядок и поклониться могилам предков.

Полагаю, что гуманитарная составляющая конфликта должна быть выведена на первый план», - подчеркнул политолог.

Р.Мусабеков отметил, что за двадцать лет мирного посредничества неоднократно та или иная из стран-сопредседателей Минской группы брала на себя основную роль модератора встреч президентов и продвижения вперед процесса мирного урегулирования.

По его словам, именно США принадлежала инициатива урегулирования посредством территориального обмена накануне Стамбульского саммита ОБСЕ и в Ки Уэсте.

Несколько встреч президентов в свое время провел президент Франции Жак Ширак, на которых были выработаны так называемые Парижские принципы.

Длительный период организатора встреч лидеров конфликтующих сторон и модерирование процесса карабахского урегулирования осуществлял российский президент Дмитрий Медведев.

«К сожалению, его усилия не увенчались успехом. В этих условиях президент РФ Владимир Путин, по видимому, решил взять паузу с тем, чтобы стороны «созрели» для новых инициатив.

Не исключаю, что когда на переговорах обозначатся возможности для соглашения, российский лидер может предложить свои услуги в качестве модератора и гаранта с тем, чтобы заработать для своей страны дополнительные геополитические дивиденды», - сказал политолог.

Отвечая на вопрос о необходимости создания т.н. «внеблоковой системы безопасности» с участием стран Южного Кавказа, России, Ирана и Турции, Р.Мусабеков отметил, что не знаком с подобными предложениями.

«Во всяком случае, если они кем-либо и озвучивались, но резонанса не имели. Предположительно, это может быть новая версия неоднократно предлагавшегося ранее «Пакта стабильности и безопасности на Южном Кавказе», подобно тому, который был заключен на Балканах. Однако лучше уточнить данную идею у ее авторов», - сказал депутат.

Отвечая на вопрос об активизации Ирана в направлении Южного Кавказа после женевских соглашений с «шестеркой», Р.Мусабеков указал, что не видит особой роли для Ирана в контексте переговоров по карабахскому урегулированию.

«Иран граничит с зоной конфликта. Тегеран необходимо информировать о ходе переговоров. Важно обеспечить благожелательную поддержку мирных усилий.

Однако ни сейчас, ни в будущем я не вижу Иран в качестве посредника на переговорах. Есть основной переговорный формат – это Минская группа, в которую Иран, не будучи членом ОБСЕ, не может войти. Самостоятельная посредническая миссия Ирану не по силам.

Мы наблюдали это в прошлом, когда в первых числах мая 1992 года президентом Левоном Тер-Петросяном и исполнявшим полномочия президента Азербайджана Ягубом Мамедовым было подписано так называемое Тегеранское соглашение по мирному урегулированию», - сказал Р.Мусабеков.

По его словам, соглашение было нарушено буквально на следующий день взятием армянскими силами Шуши.

«Насколько я могу судить по армянским СМИ, официальный Ереван также не видит самостоятельной роли для Ирана в процессе карабахского урегулирования, хотя на словах обе конфликтующие стороны позитивно оценивают сигналы, поступающие из Тегерана», - отметил политолог.

С.А, Г.Р. 

Поделиться:
5180

Последние новости

Все новости

1news TV