Пандемия и цены на нефть: Что ждет экономику Азербайджана?
Последствия пандемии коронавируса COVID-19 стали серьезным испытанием для мировой экономики. Падение цен на нефть на мировом рынке еще больше обострило ситуацию, особенно в странах-экспортерах.
Правительства вводят в действие стимулирующие пакеты, призванные поддержать экономику. Не стал исключением и Азербайджан – по поручению Президента Ильхама Алиева правительство выделило огромные средства на поддержание предпринимателей и граждан, лишившихся доходов по причине введения карантинных мер.
С 3 июня цена нефти марки Brent впервые за три месяца превысила психологическую отметку в $40 за баррель. Котировки американского сорта WTI прибавляли 3,7% и достигали $38,2 за баррель. Значения стали самыми высокими с 6 марта.
Напомним, с 1 мая страны — участницы Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и государства, не являющиеся членами картеля, возобновили партнерство и для борьбы с глобальным переизбытком сырья договорились снижать добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки вплоть до конца июня. Согласно достигнутым ранее условиям соглашения, с июля и до конца 2020 года под сокращение производства будут подпадать 7,7 млн баррелей в сутки, а с января 2021-го по апрель 2022-го — 5,8 млн баррелей в день.
Котировки отыграли значительную часть потерь весеннего обвала и продолжали рост в преддверии заседания ОПЕК+, которая состоялась 6 июня.
Коррекция цены нефти 3 июня отражает тот факт, что большинство инвесторов сохраняют оптимистичный настрой, полагая, что ОПЕК+ придет к компромиссу, разработав в том или ином виде механизм, позволяющий повысить дисциплину выполнения обязательств. Согласно оценке экспертов, эти действия должны уменьшить переизбыток углеводородов на рынках и дополнительно поддержать цены.
Ожидания инвесторов оправдались – странам — экспортерам сырья удалось договориться о продлении действующих условий сделки по снижению нефтедобычи.
На прошедшем в формате видеоконференции 11-м заседании министров ОПЕК+ было принято решение продлить до конца июля нынешнюю квоту в связи с сокращением ежедневной добычи нефти на 9,7 млн баррелей.
Также было согласовано, что страны, недовыполнившие свои обязательства в мае-июне, дополнительно сократят добычу в течение последующих трех месяцев.
Таким образом, в июле страны ОПЕК сократят суточную добычу нефти на 6,084 млн баррелей, а страны, не являющиеся членами картеля, - на 3,616 млн баррелей. При этом Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Оман дополнительно сократят суточную добычу нефти примерно на 1,2 миллиона баррелей.
Азербайджан поддержал решение о продлении до конца июля текущих квот по сокращению нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+.
«Азербайджан поддерживает решение о продлении текущих ограничений по нефтедобыче из-за кризиса на нефтяном рынке и дисбаланса между спросом и предложением. Необходимо продолжить чуткий и гибкий подход в регулировании нефтедобычи до восстановления повышающей спрос на нефть экономической активности и баланса на нефтяном рынке», - сказал министр энергетики страны Парвиз Шахбазов, слова которого приводит пресс-служба Минэнерго Азербайджана.
Министр также сообщил, что Азербайджан, «поддерживающий все инициативы по стабилизации нефтяного рынка в рамках формата ОПЕК+, в мае выполнил свои обязательства по ограничению нефтедобычи на высоком уровне».
В понедельник, 8 июня, стоимость барреля нефти Brent на бирже уже превысила отметку в $43 и составила $43,17. Котировки техасской WTI также превысили $40 за баррель. Однако колебания продолжаются.
Как пандемия сказалась на ценах на нефть? Как складывается экономическая ситуация в Азербайджане в нынешних условиях? На эти вопросы 1news.az ответили эксперт по вопросам экономики, глава Центра нефтяных исследований Азербайджана (ЦНИА) Ильхам Шабан и экономический обозреватель Тогрул Велиев.
«3 июня цены на нефть на мировых рынках достигли отметки $40 за баррель. Это очень позитивная новость. Эксперты прогнозировали такие цены только в четвертом квартале 2020 года. Рынки раньше времени восстанавливаются, и это позитивный показатель», - считает Ильхам Шабан.
По его мнению, на рост цен повлияло сразу несколько факторов.
«В первую очередь, встреча представителей стран-экспортеров нефти ОПЕК+, на которой были обсуждены дальнейшие шаги по стабилизации рынка нефти. Во-вторых, решение о продлении сокращения добычи нефти до сентября.
Ранее распространилась информация о снижении добычи такими странами, как Саудовская Аравия, Россия, США. РФ фактически снизила объемы добычи нефти до 8,59 баррелей в сутки.
В нейтральной зоне между Саудовской Аравией и Кувейтом добыча была полностью приостановлена. Baker Hughes зафиксировала минимальное количество буровых в США - за неделю число буровых установок там сократилось на 35 единиц. Все эти данные рынок воспринял как позитивные, и на этом фоне цены стали расти», - сказал эксперт.
Но все еще продолжаются колебания в ценах, а это говорит о том, насколько рынок нестабилен, отметил И.Шабан.
Дальнейшая ситуация с нефтяными ценами, по мнению эксперта, зависит от экономической ситуации в еврозоне.
«Для того чтобы в последующем цена нефти варьировалась в пределах 35-40 долларов за баррель, нужно, чтобы участники рынка получили убедительную информацию о том, что объемы добычи действительно снижаются и сокращается количество стран с карантином. Восстановление нормальной жизнедеятельности в странах Европы приведет к росту потребления. Чем больше будет стран, выходящих из карантина, тем выше будет цена на нефть», - отметил он.
Что касается Азербайджана, то ему как нефтедобывающей стране, где 75% валютных доходов зависит от экспорта сырой нефти, важны высокие цены на нефть:
«От высоких цен зависит стабильность финансового рынка, а это создает стабильность в других секторах экономики страны. Поэтому нам повезло, что в первом квартале года экспортная цена азербайджанской нефти составила $59 за баррель.
Если в июне среднеэкспортная цена нефти будет варьироваться в коридоре $35-40 за баррель, то во втором квартале можно ожидать, что в среднем экспортная цена азербайджанской нефти составит свыше $30. В результате на первую половину года мы получим среднеэкспортную цену в районе $45 за баррель, и это весьма неплохо.
Это - не та паническая цена, когда в апреле азербайджанская нефть продавалась ниже $20. Дефицит между рыночными ценами на нефть и тем, что установлено в бюджете, составит $10. Дефицит можно покрыть за счет Нефтяного фонда.
А возобновление авиасообщения в мире, несомненно, приведет к спросу и росту цен на нефть», - сказал эксперт.
«Кроме того, Азербайджан в силах нейтрализовать возможное негативное влияние падения цен на нефть на национальную экономику, - считает эксперт. – У правительства страны есть план превентивных мероприятий для этого, разработаны прогнозные сценарии влияния резкого падения цен на нефть на платежный баланс», - отметил он.
По мнению эксперта, экономика страны сама достаточно крепкая для сдерживания рисков.
«Чтобы говорить о текущих тенденциях на международном рынке нефти, в первую очередь стоит отметить основную причину падения нефтяных котировок, которой, конечно же, является введенный карантин в связи с пандемией COVID-19. Ввиду карантина число международных авиаперелетов сократилось на 80%. Как итог - сократилась и потребность в топливе. Наряду с этим, постепенно по всему миру стали закрываться предприятия (как в связи с требованиями карантина, так и снижением покупательской способности населения). А предложение нефти не сокращалось (как из-за того, что технологически быстро сократить добычу невозможно, так и из-за контрактов). Все это негативно отразилось на нефтяном рынке и, соответственно, привело к падению цен на нефть», - сказал Тогрул Велиев.
Но начиная с мая, когда цены на нефть были еще низкими, некоторые страны стали смягчать карантин, отметил он, к примеру, Италия, Греция и ряд других стран объявили о том, что скоро будут принимать туристов.
«В частности, представители Ryanair заявили, что 90% рейсов хотя бы в греческом направлении постепенно возобновятся. При этом правительства многих стран уже заявили о конкретных планах и программах помощи авиакомпаниям и другим отраслям, которые больше всего пострадали в результате карантина. А это говорит о том, что данным секторам хватит средств на восстановление прежних объемов», - сказал он.
По мнению эксперта, все это приводит к росту потребления топлива:
«Уже, по данным Flightradar, ежедневное число рейсов выросло на 25%. А если учесть, что в большинстве случаев мы следим за фьючерсами на нефть на 2-3 месяца вперед, то большинство участников рынка считает, что через 2-3 месяца пойдет постепенный рост потребления топлива.
Все это стимулирует рост цен. А вдобавок сокращение добычи странами ОПЕК+ может привести к дисбалансу между спросом и предложением на рынке нефти к концу года. Все эти ожидания и приводят к росту цен».
С другой стороны, продолжил эксперт, темпы распространения коронавируса по миру не снижаются.
«Это может говорить о том, что не стоит ожидать быстрого и скорейшего восстановления мировой экономики. Будет достигнут определенный баланс в спросе и предложении на нефть даже при нынешних объемах. Поэтому можно предположить, что в настоящее время достигнута стабильность в пределах 35-40 долларов за баррель, и цена будет колебаться в данном интервале», - заключил эксперт.
Что касается Азербайджана, то Тогрул Велиев отметил следующее:
«Азербайджан может выполнять свои обязательства при цене $40 за баррель. В настоящее время цена на нефть составляет как раз $39-40. Можно ожидать, что цена до конца года останется на таком уровне.
А если учесть, что в начале года Азербайджан продавал нефть по более выгодной цене - в пределах $60 за баррель, то можно сказать, что страна к концу года сможет выполнить свои обязательства перед государственным бюджетом».
Читайте по теме:
Март 2020: как COVID-19 повлиял на турсектор Азербайджана?
Пандемия COVID-19 сказалась на внешней торговле Азербайджана
С.Агаева