Больше половины населения России интересуется ситуацией в Нагорном Карабахе – почему?
![Больше половины населения России интересуется ситуацией в Нагорном Карабахе – почему?](/images/2020/12/07/20201207063401621/1_-_________.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Более 70% россиян интересуются конфликтом в Нагорном Карабахе.
Об этом свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), предоставленные в понедельник ТАСС.
Согласно результатам опроса, проходившего с 30 сентября по 13 ноября, следят за событиями в Нагорном Карабахе 72% россиян, совсем не интересуются событиями в регионе 26% респондентов.
На вопрос, кто спровоцировал обострение конфликта, наибольшее число респондентов (36%) затруднились ответить, 33% россиян полагают, что это были обе стороны конфликта.
Примечательно, что во внешнее влияние на конфликт в лице США и Турции верит минимальное число людей. 6% респондентов считают, что конфликт спровоцирован Соединенными Штатами, 5% - что Турцией.
Выгоды от заключения мирного соглашения получили обе страны – так считает 41% россиян. Более половины убеждены, что Россия сыграла основную роль в заключении мирового соглашения – таких 64%.
Что касается дальнейших перспектив в Нагорном Карабахе, то больше россиян верит, что ситуация будет развиваться мирно (39%). Но при этом каждый десятый опрошенный (12%) прогнозирует возобновление военных действий в ближайшее время. 31% думает, что война будет, но не скоро.
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров охарактеризовал внимание россиян к конфликту в регионе как «заинтересованную дистанцированность». Участие в опросе приняли 1,6 тыс. респондентов в возрасте 18 лет и старше.
Чем обусловлен столь высокий интерес россиян к Нагорному Карабаху? И почему телевизионная пропаганда о непосредственном вовлечении Турции в конфликт не возымела своего эффекта на российскую публику?
Эти вопросы мы обсудили с одним из известных азербайджанских политологов Ильгаром Велизаде.
По словам Ильгара Велизаде, столь высокий интерес к событиям в Нагорном Карабахе среди российской аудитории объясняется тем, что эта тема была и остается одной из основных на большинстве российских телеканалов и других СМИ. «Это, безусловно, стимулирует интерес людей», - сказал он.
«Однако сегодняшний зритель и читатель во всем мире – он более пытливый, более интересующийся. Люди, заинтересованные определенной темой, стараются разнообразить свои источники информации. Да, вероятно, большинство по-прежнему черпают информацию из ТВ, но ищут альтернативные мнения в других информационных ресурсах», - сказал политолог.
Такой требовательный подход, видимо, сыграл свою роль, и многочисленная проармянская пропаганда, которую можно было слышать на многих передачах российского эфира, не возымела должного эффекта, убежден он. Именно этим можно объяснить то, что столь низкий процент людей в России (5%), поверил в т.н. «непосредственное вовлечение Турции в нагорно-карабахский конфликт», о чем так активно говорили многие проармянские деятели на российском телевидении.
Также обратный эффект могли иметь и факты того, что в различных передачах на российском ТВ свое мнение о конфликте высказывали люди, совершенно в этой теме несведущие.
«Например, когда Скабеева или Стриженова – люди, совершенно далекие от политики, от аналитики, начинают высказывать свои мысли по поводу этой сложной и серьезной проблемы, это может вызвать обратную реакцию. И вместо того, чтобы слепо верить этим людям, адекватные зрители делают свои выводы», - сказал Ильгар Велизаде.
И, наконец, во многом повлияла на формирование общественного мнения в России позиция российского руководства в отношении событий в Нагорном Карабахе, уверен политолог.
«Кремль на протяжении всей войны открыто заявлял, что не намерен вмешиваться в конфликт на стороне Армении, поскольку военные действия идут на международно признанной территории Азербайджана, и здесь у России нет обязательств о непосредственном вмешательстве», - резюмировал он.
Елена Остапенко