Дальний родственник не выдержал холодов
Непривычно холодные январские дни, похоже, стали откровением не только для хозяйствующих субъектов у нас в стране, которые предпочитают в своей деятельности руководствоваться прогнозами о глобальном потеплении климата, но и за ее пределами.
Примером тому могут служить срывы поставок природного газа, охватившие расположенные по соседству с нами страны.
А началось все с того, что Турция сорвала экспортные поставки природного газа в соседнюю Грецию по недавно выстроенному для этих целей газопроводу протяженностью 296 км и стоимостью 250 млн. евро. Таким образом дала сбой тщательно выстраиваемая Турцией политика экспорта природного газа в страны Евросоюза, базирующаяся на интеграции газопроводных систем. Такой маршрут транспортировки природного газа из региона Каспийского моря в Европу должен был стать своего рода прототипом или маленьким клоном проекта Nabucco. Ведь задачи перед обоими этими вариантами транспортировки природного газа по территории Турции ставятся по сути одинаковые – доставка этого углеводородного сырья в страны Евросоюза в обход России.
Но проект Турции стать самостоятельным экспортером дал сбой уже на третий месяц своего существования, тем самым поставив под сомнение его надежность. Дело в том, что Турция сама импортирует газ из России, Ирана и теперь Азербайджана. Но при этом она предпочитает закупать природный газ из этих стран на своих границах, не предоставляя ни одной из них транзит по своей территории. Таким образом она блокирует все попытки этих стран – производителей природного газа самостоятельно осуществлять поставки на европейские рынки, использую свою территорию в качестве транзитной. Именно это обстоятельство послужило в качестве одной из причин, по которой российский «Газпром» решил осуществить проект «Южный поток», предусматривающий прокладку газопровода по дну Черного моря из России в Болгарию, в обход территории Турции.
В контрактах на поставку природного газа «Газпромом» есть положение, запрещающее турецкой стороне самостоятельно осуществлять его реэкспорт в третьи страны. А вот в контрактах на поставки из Азербайджана и Ирана такого пункта нет, что позволяет Турции выступить в качестве самостоятельного поставщика природного газа на рынки третьих стран. Только этим можно объяснить то, что из всего этого разнообразия турецким специалистам удалось распознать именно азербайджанский природный газ, который они перепродают в Грецию.
По всей вероятности, Иран принял за «чистую монету», что в Грецию поставляется именно азербайджанское сырье, и как обычно по зиме сорвал поставки природного газа в Турцию. Между прочим, делает он это регулярно, сокращая поставки газа в зимнее время. В силу того, что нынешняя зима в Северном Иране выдалась холоднее обычного, иранская сторона 7 января и вовсе приостановила подачу газа в Турцию. Заметим, что азербайджанская сторона свои обязательства по поставкам газа в Турцию выполняла и продолжает это делать в предусмотренных графиком объемах.
Поэтому весь праведный гнев за сбои поставок в Грецию обрушился на Иран, не имеющий контрактных обязательств перед этим европейским государством. Турция и США, курирующие этот маршрут транспортировки энергоносителей, поспешили обвинить Иран в ненадежном партнерстве. Последний переадресовал эти обвинения Туркменистану, который чуть ли не с 1 января приостановил подачу газа в Иран. Из официального разъяснения МИД Туркменистана по поводу создавшейся ситуации стало ясно, что приостановка подачи газа была вызвана необходимостью проведения ремонтно- профилактических работ, связанных с неплатежами иранской стороны за уже поставленное углеводородное сырье. Следует заметить, что время для «профилактических» работ было выбрано весьма удачное – на территории Туркмении наблюдались рекордные для этой страны морозы.
Вся эта цепочка событий вызывает по- крайней мере два вопроса. Чей же все-таки природный газ Турция продает в Грецию и насколько обосновано она взвалила на свои плечи роль экспортера этого углеводородного сырья, не имея на своей территории его подземных хранилищ для стабилизации подобных ситуаций.
Как всегда на помощь в таких ситуациях пришел российский «Газпром», который по просьбе сторон увеличил суточные объемы подаваемого газа в Грецию и Турцию. Такие сверхконтрактные поставки весьма выгодны «Газпрому», поскольку осуществляются они по иным, более высоким ценам, чем это предусмотрено обязательствами. С другой стороны, сложившаяся ситуация лишний раз показала, насколько еще слабовата ресурсная база для реализации такого крупного проекта как Nabucco на настоящем этапе.
Единственным, кто незаслуженно пострадал, оказался Нахчыван. Непонятно, почему Иран временно сократил подачу газа туда, тогда как «Азеригаз» свои поставки через Астару осуществлял в полном объеме.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции