Государственный курс модернизации. Часть I
Последняя работа Рамиза Мехтиева «Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию», будучи фактом властной политики, представляет собой последовательный дискурс на тему, которую сложно выразить одним определением, - столь много здесь затронуто проблемных тем.
Перед читателем политический текст, он обладает тематической структурой и в нем представлены цепочки понятий, отражающих мировоззренческие предпочтения политика с государственным мышлением. Хотелось бы обратить внимание на то, с какой мерой плотности выстроен сам текст, какими смыслами он заряжен, и как поданы эти смыслы.
Этот текст, как всякий политический дискурс, идеологичен, то есть дает оценку явлениям современности. Текст «погружен» в реальность: он адресован, прежде всего, сообществу людей, обладающих навыками работы с концепциями. В этом смысле работа Р. Мехтиева обладает коммуникативным ресурсом. Это обращение к тем, кто способен услышать и оценить множественные смыслы предложенного дискурса. Иными словами, дискурс ситуативен, он содержит экспертные соображения относительно среднесрочных перспектив государственной власти.
Именно экспертиза придает публичному политическому процессу содержательность; она формирует контекст, в котором политическое участие становится осмысленным. В данном случае высокий должностной статус и научный потенциал автора совпадают, порождая продуктивный для власти сплав достоинств. Ученые, даже высокого статусного ранга, как правило, стремятся избежать смелых выводов и оценок, которые могли бы создать угрозу их положению. Это обстоятельство придает весомость прогнозам Р. Мехтиева по поводу тенденций развития Азербайджана, - развития как рукотворного процесса, проектируемого институтом государственной власти.
Все эти характеристики важны сами по себе, но они, разумеется, не раскрывают своеобразия автора, не говорят о его подходах к решению проблем государственной важности, о присущих ему особенностях прочтения основополагающих идей и концепций нашего времени. Материалом для выводов, служат массивы текстов автора, в частности, - двухтомник его работ, охватывающий весь период интеллектуального творчества.
Главная особенность, - наличие, так называемого «понимающего социального знания». Это означает, что Р. Мехтиев, фиксируя объективные причины и закономерности, присущие реальности, переводит их в пространство культурного и ценностного реагирования. Эта процедура требует особой интуиции, особого способа мышления. Такой подход избавляет от опасности догматизма, - умственного недуга, поразившего, кстати, немалое число людей из мира азербайджанской политики. Это означает, что люди впадают в два соблазна: 1) в рассмотрение объективных причин без учета субъективной мотивации, и 2) в рассмотрение мотивации без учета присущего реальности причинного ряда. В работе дает о себе знать философская компетенция автора, а если быть точнее, - стойкие навыки политико-философского мышления, способность прозревать за научными построениями интересы их творцов.
Ведущая объяснительная модель работ Р. Мехтиева, начиная с 90-х годов, - сопоставление национальных и общемировых проблем, и выявление точек сходства и различий. В целом, его творчество, направлено на выявление особенностей национально-государственного бытия. Эта фраза рискует показаться банальной, если не принимать во внимание идеологический климат, - гегемонии учения, объявленного единственно верным на все последующие времена. Демократия и способы ее функционирования в системах жизнеустройства западного и незападного обществ, - такова проблемная тема, занимающая Р. Мехтиева, в названный период. В частности, тема демократии рассматривается в богатстве ее составных частей - политических, экономических и социокультурных факторов.
Его произведения служат образцом личного поведения социального теоретика на сломе исторических эпох. 90-е годы ХХ века разрушили безмятежную уверенность в навсегда устроенном порядке. Они приучили наиболее даровитых гуманитариев к исследованиям в ситуации нестабильности в горизонте вечно открытой Истории. Процесс перестройки проблемного поля, работа, связанная с усвоением и переоценкой в свете эпохальных событий идейного наследия, наблюдаемый в работах Р. Мехтиева, свидетельствует о потенциале лучшей части элиты Азербайджанской ССР. Новаторский ресурс работ Р. Мехтиева после 1991 года, - результат обогащения теоретического сознание новыми идей, наблюдениями государственного ума и высшими служебными потребностями.
В работах первой половины 90-х годов чувствуется биение духовного пульса времени. Альбер Камю был прав, говоря, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. Личностный прогресс является иллюстрацией «неклассической», а равно «постнеклассической» истины о том, что человек присутствует в истории не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельства, а в качестве субъекта, действующего в горизонте негарантированного будущего, что делает сам исторический процесс многовариантным.
Следует отметить, что интерес к текстам Р. Мехтиева вызван не только его статусом. Недавно довольно известный блоггер из безоглядных западников признал, что взгляды Р. Мехтиева интересны, потому что они есть. Можно полагать, что интерес к текстам Р. Мехтиева объясняется и его твердой приверженностью идее Государства. Идея Государства есть идея волевая, соответственно мысль государственника, - волевая, действенная и предметная. Отсюда следует, что работы Р. Мехтиева, - это прогноз и рецептура, предложенные государственническим мировоззрением. Оно, это мировоззрение, прокладывает русло строительства новой модификации азербайджанского государства как современного типа выражения волевого начала народа.
Наблюдаемое в текстах Р. Мехтиева системное мышление неявно исходит из необходимости существования высшего целого, - государства. Именно здесь коренится предпочтение таких понятий как «стабильность», «социальный порядок», «эволюционизм», «органичность», «консолидация», «устойчивость». Вместе с тем в дискурсе Р. Мехтиева важное место отводится понятию «гражданское общество» и сопряженным с ним таким понятиям как «свобода», «транспарентность», «законность», «частная инициатива».
В целом работа Рамиза Мехтиева «Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию» пронизана сильным ощущением перемен и стремления к ним. Отсюда высокая частота употребления понятия «развитие» и богатство его прикладных определений. Несомненный факт - развитие понимается как качественные перемены, трансформирующее общество и его политическую организацию - государство. Прогресс и модернизация как основополагающие мировоззренческие понятия были и остаются в арсенале целеполагания азербайджанской политической элиты.
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции