Расим Агаев: «Грузия может присоединиться к экономической блокаде Армении, но…»
Позиция официального Еревана по Абхазскому конфликту вызывает большую обеспокоенность в Грузии, и может еще более обостриться в свете недавнего голосования на Генассамблее ООН, где Армения проголосовала против выдвинутой Грузией резолюции, сказал политолог Расим Агаев.
Расхождение внешнеполитической ориентации между прозападной Грузией и российским форпостом – Арменией, сулит в перспективе большие проблемы во взаимоотношениях между этими странами. То, что Армения выступила на Генассамблее ООН против возвращения грузинских беженцев на свою Родину – Абхазию, явилось результатом, того, что официальный Тбилиси давно уже закрывал глаза на негативную роль фактора армянской внешней политики, как в самой Грузии, так и Южно-Кавказском регионе.
В свое время Грузия могла бы ввести ограничения на поставках вооружений в Армению осуществляемых через грузинские Черноморские порты и территорию. Официальный Тбилиси мог бы занять более четкую позицию по вопросу Карабахского конфликта, не декларировать общие фразы о признании территориальной целостности Азербайджана, а назвать вещи своими именами – сказать, что в этом конфликте Армения является агрессором, чего официальный Баку давно уже добивается на международной арене. Несмотря на стратегические и весьма выгодные отношения с Азербайджаном, официальный Тбилиси не дал подобной политической поддержки, и сейчас пожинает плоды своей недальновидности.
Я не думаю, что Грузия предпримет какие-либо резкие дипломатические или иные шаги против Армении, пока об этом рано говорить. Но при дальнейшем обострении грузино-абхазского противостояния, которое мы сегодня наблюдаем, Россия неизбежно будет прикрываться для вмешательства в Абхазский конфликт армянский этнический фактор в Абхазии, и использовать официальный Ереван для осуществления своих планов в этом вопросе. Тогда неизбежно Грузия предпримет экономические, дипломатические и политические превентивные шаги в отношении Армении. Несомненно, что голосование на Генассамблее ООН, сперва по азербайджанской, а затем и по грузинской резолюции показали «кто есть кто» по отношению к важнейшим региональным вопросам. Армения в обоих случаях была выставлена в нелицеприятное положение на международной арене.
Я думаю, в вопросе сепаратистских конфликтов нужна координация действий между Азербайджаном и Грузией, чтобы выступать с единых позиций по Карабахскому и Абхазскому и Южно-Осетинскому конфликтам. Обе страны пренебрегали такой возможной политической кооперацией, которая дает возможность дополнительного влияния на позицию Армении. Сегодня Грузия и в особенности Азербайджан могут совместно предпринимать жесткие меры по отношению к странам, международным организациям и отдельным политикам, которые наступают на наши общие мозоли. К примеру, Грузия может присоединиться к экономической блокаде проводимой Азербайджаном и Турцией против Армении. Я думаю, что Грузия не делает это не только по причине экономической выгоды, но и потому, что США не желают сегодня полностью «перекрывать кислород» Армении, где у нее есть свои политические интересы. Вместе с тем и Азербайджан, не желая раздражать Россию, не высказывает свою четкую позицию по зреющему грузино-абхазскому противостоянию. Я думаю нам нужна политическая воля, чтобы несмотря на негативную реакцию Кремля, конкретизировать свое отношение к этому важному для Грузии вопросу.
«Нужна политическая воля и со стороны официального Тбилиси, которой не наблюдается сегодня – там не хотят раздражать США, который выступают против полной блокады Армении. Но при этом сами же США активно применяют экономическую блокаду по отношению к странам, политика которых ей «не нравится». Я считаю, что Азербайджан и Грузия, должны таким же способом, признанным на международной арене, давить экономически на Армению», - завершил Агаев.
Ризван Гусейнов