Решил ли Евросоюз проблему?
План урегулирования грузино-осетинского конфликта, подготовленный французской стороной, одобрен Евросоюзом. Однако особое мнение выразили прибалты и поляки, высказав серьезные претензии в адрес Москвы. На такой же позиции остается и Лондон, обвиняя Москву в агрессии.
В среду в Брюсселе главы МИД стран ЕС собрались с целью обсудить ситуацию в Южной Осетии и одобрить план урегулирования конфликта, ранее согласованный президентами России и Франции и подписанный, хотя и с некоторыми оговорками, президентом Грузии.
В итоге план был одобрен, посредническая роль Евросоюза как наводящего мосты между Москвой и Тбилиси подтверждена. «Евросоюз полон решимости быть очень активно вовлеченным в усилия по обеспечению мира в зоне конфликта», - отмечается в итоговом постановлении.
При этом главе французского МИД Бернару Кушнеру пришлось отметить, что принятая участниками встречи резолюция юридической силы иметь все-таки не будет, хотя ранее такая возможность оговаривалась. Однако Франция, Великобритания и Бельгия, которая сейчас председательствует в Совете безопасности ООН, намерены представить данный документ и как проект резолюции Совбеза. «Только таким образом этот документ может обрести юридическую силу», - отметил Кушнер.
Вообще, Кушнер считает, что этот мирный план по Грузии и Южной Осетии «не изменит мир», однако он позволит остановить насилие. «Я поздравляю своих коллег. Именно так можно оценивать то, что ЕС представляет и что он играет не только гуманитарную, но и эффективную политическую роль», - заявил он. Наибольшее обсуждение в кулуарах вызвал вопрос возможной отправки в зону конфликта европейской миротворческой миссии. Все началось с того, что представитель Еврокомиссии Питер Пауэр заявил о том, что министры уже поддержали идею об отправке миротворцев в Южную Осетию, задачей которых будет контроль за претворением данного плана в жизнь. О готовности включить своих военнослужащих в состав таких миротворческих подразделений сразу же заявил и глава МИД Чехии Карел Шварценберг. «Как только проект будет реализовываться, мы примем в нем участие. Число сержантов и офицеров будет определено после того, как главы МИД стран ЕС согласуют детали возможной миротворческой операции», - отметил он.
Однако позднее Кушнеру пришлось уточнять позицию Брюсселя. Речь, как оказалось, идет не совсем о миротворческой миссии. «Многие страны готовы действовать непосредственно в зоне конфликта для нормализации обстановки. Надо ли называть это участие миротворцами? Нет. Наблюдатели, группы мониторинга будет вернее», - заявил Кушнер агентству Reuters, добавив, что и в этом случае соответствующее решение Совбеза ООН необходимо.
«Идея отправки наблюдателей, я бы их назвал европейскими регуляторами, наблюдателями, координаторами.... именно в такой форме должно быть обеспечено европейское присутствие в зоне конфликта», - еще раз подтвердил шеф французской дипломатии. В свою очередь верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана заметил, что статус и реальные полномочия «наблюдателей» еще предстоит уточнить.
К слову, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) уже приняла решение увеличить количество своих наблюдателей в Южной Осетии в полтора раза – до 300 человек. «Министры согласились содействовать увеличению группы ОБСЕ, что может стать первым шагом на пути к стабилизации ситуации в неспокойном регионе», - отметил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Между тем, министр иностранных дел Швеции, председательствующий в Совете Европы Карл Бильдт подверг сомнению то, что Москва допустит европейских наблюдателей на территории, находящиеся под контролем российских военных. «Нет никаких признаков того, что Россия допустит еще кого-нибудь. ...Я не вижу никакой вероятности того, что это случится... в тот момент, когда российские войска контролируют ситуацию», - заверил присутствующих Бильдт.
Напомним, что Москва еще не озвучивала своей позиции по поводу европейских миротворцев и наблюдателей. Известно только, что российские миротворцы в Абхазии и РЮО остаются, а вот грузинские – нет. Кстати, по завершении своей встречи министры ЕС коснулись и вопроса взаимоотношений с Россией. «Данный вопрос будет вынесен на обсуждение встречи министров иностранных дел государств ЕС, которая назначена на 5 и 6 сентября», - сообщил Кушнер, подчеркнув, что соответствующее предложение было вынесено министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом. Именно он высказывался в отношении России во вполне определенном ключе. В частности, Милибэнд обвинил Москву в «неприкрытой агрессии» в отношении Грузии и высказался в пользу изоляции России в рамках G8. «Евросоюзу следует оказаться способным подойти к рассмотрению вопроса возможно или нет продолжить переговоры с Москвой о более тесных отношениях», - резюмировал английский министр.
Аналогичные подходы демонстрируют и некоторые другие страны. К примеру, пока их министры одобряли в Брюсселе план Саркози, президенты Польши, Литвы и Эстонии, а также премьер-министр Латвии данный план подвергли критике. Более того, по итогам встречи с Саакашвили в Тбилиси лидеры Прибалтики и Варшавы предложили свой план по урегулированию. В нем тоже 6 пунктов. Но он гораздо более резкий и бескомпромиссный.
В документе идет речь о «прекращении агрессии и оккупации суверенной и демократической Грузии», «немедленном выводе оккупационных войск» и создании «гуманитарных коридоров для предоставления международной гуманитарной помощи жертвам российской агрессии».
А чтобы подобные конфликты не повторялись в дальнейшем, Валдас Адамкус, Томас Хендрик Илвес, Лех Качиньский и Иварс Годманис предлагают предоставить Грузии план действий по членству в НАТО (ПДЧ) ускоренными темпами, а также направить в зону конфликта миротворцев из ЕС.
«Находим, что в представленных во вторник вечером как в Москве, так и в Тбилиси документах отсутствует главный элемент - упоминание об уважении территориальной целостности Грузии», - резюмируют три президента и один премьер, занимающие особую позицию по отношению к России.
Одним словом, полного единства мнений в единой Европе по данному вопросу так и не произошло. На этом фоне достаточно неожиданно прозвучало мнение Словакии. Премьер-министр этой страны Роберт Фицо заявил буквально следующее: «Войну спровоцировала Грузия. Я не смотрел бы на ситуацию в черно-белых тонах, как этого некоторые хотят, потому что в регионе был провокатор, и мы знаем, кто спровоцировал конфликт. » При этом премьер не стал уточнять, кого он имел в виду.
Более того, вице-спикер парламента Словакии Анна Белоусова назвала конфликт в РЮО «попыткой геноцида со стороны Грузии, чем должен заняться международный трибунал». Кроме того, с ее слов, многие европейские СМИ «вели информационную войну против России» и даже не предоставили возможность высказаться осетинам, «которых война коснулась непосредственно и в первую очередь».
Далее события стали развиваться еще в более интересном ключе.
Состоялся телефонный разговор президента Медведева с президентом Турции Абдуллой Гюлем. В разговоре с президентом России Гюль приветствовал решения российской стороны по принципам урегулирования в Южной Осетии.
Он также выразил глубокие соболезнования в связи с массовой гибелью мирных граждан и надежду на скорейшую нормализацию ситуации, - говорится в сообщении пресс-службы Кремля. - В этой связи Гюль дал высокую оценку принятым Россией решениям, в том числе совместно с Евросоюзом. Но это было лишь началом дипломатических шагов Турции.
Сразу же после этого в Москву с незапланированным визитом прибыл премьер-министр и лидер правящей партии Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Причем и на встрече с президентом Медведевым, и в рамках переговоров с премьер-министром Путиным позиция Анкары была подтверждена: Турция готова оказать всю необходимую поддержку для урегулирования ситуации.
«Я приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией в связи с ситуацией в Южной Осетии. Данная ситуация позволяет еще раз посмотреть на отношения между нашими странами, солидарность между которыми в этом регионе имеет огромное значение», - сказал турецкий премьер, обращаясь к Дмитрию Медведеву.
Очень интересное заявление, которое, несомненно, требует дополнительных уточнений.
При всем при этом российская печать, скорее всего, намеренно умалчивает о том, что турецкий премьер сразу после Москвы направляется в Тбилиси. И это достаточно важный фактор в нынешней ситуации на Кавказе.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции