ГКЧП-17 или политический труп заговорил
Семнадцать лет тому назад в истории СССР, страны, занимавшей 1/6 часть суши земного шара, была сделана одна из загадочных попыток государственного переворота, больше смахивающего на политический фарс и трагикомедию.
Хотя за время существования СССР и до этого были совершены государственные перевороты на политическом олимпе страны, данная попытка отличается от них тремя особенностями:
1)Если политические интриги, которые совершались раньше, в конечном итоге, приводили к смещению руководителя государства, укреплению политической системы и к продолжению существующего режима, то данная попытка завершилась пирровой победой президента страны и нокаутом политической системы, что привело к полному распаду государства.
2)Если прежние заговорщики безапелляционно и в жесткой форме отстраняли главу государства от занимаемых постов, то члены ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) странным образом, уговаривали президента страны М.Горбачева в рамках своих Конституционных прав ввести в стране чрезвычайное положение в целях сохранения государства.
3)Если при прежних действиях были четко ясны позиции противоборствующих сторон, а в первую очередь позиция и роль главы государства в этих перипетиях, то в данном случае до сих пор не до конца ясны роли и цели М.Горбачева и некоторых членов ГКЧП.
Странным кажется то, что М.Горбачев, без угрызения совести отдавший приказ армии о расправе с мирными жителями в Алма-Ате, Тбилиси, Баку, Риге и Вильнюсе, якобы в целях сохранения государства не рискнул ввести в стране чрезвычайное положение. Почему-то расстрелянных мирных жителей в вышеуказанных столицах союзных республик, клеймя как «экстремистов», сей политикан «проморгал» настоящих экстремистов в лице армянских националистов, которые устраивали настоящие истерию по поводу исключительности армянского народа и расшатывали фундамент многонационального советского государства.
А самая большая странность заключалась в том, что президент страны, обязанный в силу своих конституционных полномочий пресекать такие акции, почему-то сам охотно поощрял сепаратистские настроения во всех союзных республиках. Неспособность, а скорее всего, преступное нежелание проявить необходимую жесткость в нужный момент, все больше усиливало в обществе тягу к применению жестких мер. А президент страны, упиваясь собственным словоблудием, был занят мелким интриганством и политическим жонглированием.
Первый сигнал о возможном реванше тоталитарных сил в стране прозвучал из уст Э.Шеварднадзе, когда в конце 1990 г. он неожиданно для всех заявил о своей отставке с поста министра иностранных дел. Реакция М.Горбачева превзошла все ожидания. Он по подсказке премьер-министра В.Павлова затеял процедуру обмена сторублевых купюр и протащил с помощью верного слуги - А.Лукьянова через Верховный Совет (ВС) законопроект, приравнивающий автономные образования в правах с союзными республиками. Такой «блестящий» совет ему дали верные соратники А.Яковлев и Г.Шахназаров. Якобы это удержит республиканских руководителей от центробежных стремлений и отобьет у них охоту к выходу из СССР.
На самом же деле такая тактика юридически оправдывала сепаратистские режимы в союзных республиках и еще больше ускоряла распад единого государства. Все больше углубляющийся экономический хаос и кризис политической системы требовали принятия экстренных мер. Но глава государства преступным образом упорно катил по «намеченному» курсу и тащил за собой в пропасть и саму страну. Уже в апреле и июне председатель КГБ СССР В.Крючков и премьер-министр В.Павлов на заседаниях ВС СССР требуют для себя чрезвычайных полномочий, чтобы должным образом обеспечить безопасность страны и проконтролировать экономические процессы. Прибежавший на заседание М.Горбачев по своему обычаю затевает многочасовую дискуссию (вернее, говорильню) и все спускает на тормозах. Для него главный результат достигнут, т.е. не принято никакое решение. Да, в пустословии М.Горбачеву вряд ли кто-нибудь может составить конкуренцию и по сей день.
Но самым странным в этих случаях является то, что вряд ли такие осторожные чиновники, как В.Крючков и В.Павлов без одобрения свыше пошли бы на такой шаг. К тому же М.Горбачев это дело спустил на тормозах после телефонного разговора с послом США в СССР Дж.Мэтлоком, которого посетил тогдашний мэр Москвы Г.Попов, обеспокоенный таким поворотом событий. Это лишний раз доказывает, что М.Горбачев был не против введения чрезвычайного положения в стране, но только чужими руками. В противном случае, по логике вещей, он обязан был сместить с постов своих самодеятельных подчиненных. Но, потерпев неудачу в этот раз, М.Горбачев продолжил всем пудрить мозги о новом союзном договоре, в подготовке которого ключевые роли принадлежали тем же А.Яковлеву и Г.Шахназарову. По утверждению М.Горбачева, подписание данного договора отношения между центром и республиками, а также межреспубликанские отношения выведет на более качественный уровень. Только не понятно, какие новаторские идеи могли заложить в новый союзный договор такие одиозные фигуры, как Яковлев и Шахназаров, которые давали такие «бесценные» светлые идеи своему патрону-подопечному, что в результате этого государство все больше и больше катилось в кровавый омут и экономический коллапс? Одним словом, проект нового союзного договора готов, и с помпезностью готовятся к его подписанию. В этот момент М.Горбачев решил отдохнуть в Форосе от трудов праведных, а на хозяйстве оставляет вице-президента Г.Янаева, для назначения которого он в свое время был вынужден продемонстрировать во всем блеске свое политическое шулерство. Странно, что глава государства решается отправиться на отдых в такой ответственный момент. Не так ли? Вслед за этим происходят всем известные события. Попытка государственного переворота, создание ГКЧП и «изоляция» президента страны в Форосе.
Дальнейший ход событий и их глубокий анализ доказывает, что всем этим руководил никто иной, как сам М.Горбачев. Как всегда он избрал для себя беспроигрышный вариант. Его частые рассуждения в кругу особо приближенных о возможной необходимости введения чрезвычайного положения и небрежно брошенное «валяйте», обращенное делегации, которая его посетила в Форосе, было своеобразным сигналом для старта намеченных действий. Если народ поддержит ГКЧП, то временно недееспособный президент через некоторое время возвращается к исполнению своих обязанностей. В случае же провала можно спокойно и без угрызений совести переметнуться в лагерь оппонента, обвинив своих вчерашних соратников в государственной измене, что и не преминул сделать М.Горбачев. Но весь фокус в том, что даже здесь он вел тройную игру. Поощряя свое окружение на эту игру, он тут же тайно начал подыгрывать противоположному лагерю. Святая наивность со стороны членов ГКЧП дорого обошлась им. Скорее всего, о настоящей роли и цели М.Горбачева в этих событиях самую достоверную информацию имел тогдашний министр внутренних дел Б.Пуго. Также не исключено, что он был самым близким человеком М.Горбачева в этой компании, который был специально внедрен им в состав путчистов. Этим же объясняется его моментальное убийство, которое было преподнесено как самоубийство. Ликвидация же генерала армии С.Ахромеева говорит о том, что уж очень боялся Горби разоблачения этого военного в том, на какие сделки с совестью он шел при переговорах с Западом в целях ослабления военной мощи собственной страны. Неожиданное же «самоубийство» управделами ЦК КПСС Н.Кручины избавило президента страны отчитываться о темных финансовых делах, и сколько он на свой «черный день» припрятал в зарубежных банках от пресловутого «золота партии».
То, что М.Горбачев путем политических интриг и с помощью армии не прочь был сохранить свою личную власть, доказывает и его предложение министру обороны СССР маршалу авиации Е.Шапошникову, назначенному на этот пост вместо арестованного Д.Язова за участие в ГКЧП. По свидетельству Е.Шапошникова, Горбачев предложил армии временно взять власть в стране, а после наведения должного порядка отойти сторону и способствовать его второму пришествию. От данного предложения Шапошников отказался. Потерявший чувство реальности политический шут М.Горбачев не мог понять, что лидер, предававший всех своих соратников без разбора, ради гипотетического сохранения своей личной власти в конечном итоге сам становится объектом предательств. На что рассчитывал политический банкрот, которого предала и личная охрана, причем вполне заслуженно? Горби также недооценил своего главного оппонента в лице российского президента Б.Ельцина, который, публично унизив его не только на заседании ВС РСФСР, но и перед многомиллионной аудиторией телезрителей, по полной программе отыгрался за политическое преследование, которому Б.Ельцина подвергали М.Горбачев и его присные. А подписав договор с Украиной и Белоруссией договор о создании СНГ, Б.Ельцин добился превращения М.Горбачева в политического трупа. Вот так закончил свою политическую карьеру политикан-пустомеля М.Горбачев.
По стечению обстоятельств заняв самый высший государственный пост на политическом олимпе самой большой страны земного шара, этот мелкий интриган завершил свою карьеру, возглавив никому ненужный Горбачев-фонд. Неужели, чтобы завершить подобным образом свою политическую карьеру и возглавить какой-то аморфный фонд (что вполне соответствует его способностям и уровню), надо было рваться к политическому олимпу и развалить супердержаву? По всей видимости, не всякому политическому деятелю знакомы понятия честь, патриотизм, переживания за судьбы собственной страны и собственного народа. Даже уходя с политической арены, при передаче атрибутов власти новому хозяину Кремля Б.Ельцину, этот циник обсуждал с ним не сложившуюся трудную ситуацию на территории теперь уже бывшего СССР и не межнациональные конфликты на этой территории, которые разожглись не без его прямого участия, а вел как заправский спекулянт ожесточенный торг за материальные блага, здание и имущество для Горбачев-фонда. Вот какие низменные чувства руководили действиями персоны, которая, совершив клятвопреступление, оставила после себя разрушенное государство, море крови, безнадежное будущее для собственного народа и множество маленьких войн. А угодившие в расставленную им в ловушку члены ГКЧП, отсидев в застенках Лефортовской тюрьмы определенный отрезок времени, приняли от президента России Б.Ельцина амнистию.
Единственным человеком, который мужественно отверг данный акт, пройдя все судебные инстанции, добился полного оправдания своим действиям в августе 1991 года, стал генерал армии В.Варенников, за что ему честь и хвала. А были ли продиктованы действия путчистов на самом деле заботой о сохранении государства? Однозначно можно сказать, что нет. Весь этот сценарий был разработан самим М.Горбачевым, у которого были совсем другие цели. А члены ГКЧП таким образом старались в очередной раз сохранить власть своему патрону. Но не разобрались в ситуации. Если все было точностью до наоборот, то почему эти же путчисты, когда расстреливали мирных жителей в вышеуказанных столицах союзных республик якобы в целях сохранения единства страны, безоговорочно поддерживали своего босса, а когда в Москве надо было принимать жесткие меры, побоялись отдать приказ? Я категорически против любого кровопролития. Но кто дал право нам, а особенно политическому руководству страны, выборочно подойти к жизням людей, в зависимости от их национальной принадлежности и места проживания? И какими критериями определяется ценность жизни того или другого человека?
Проиграли же политическую борьбу путчисты не в августе 1991 года, а гораздо раньше. Тогда, когда тот же КГБ, прекрасно осведомленный о вынашиваемых планах армянских националистов и прекрасно представляя, к чему это может привести, по приказу верховного главнокомандующего не ударил пальцем о палец, чтобы предотвратить грядущие катаклизмы на почве межэтнических конфликтов. Когда имеющий достоверную информацию о связях А.Яковлева (самый приближенный человек М.Горбачева и идеолог перестройки) с иностранными разведками председатель КГБ В.Крючков опять же по приказу Горбачева спустил это дело на тормозах. Когда президент СССР М.Горбачев как махровый взяточник принял кредитную карту на 100 000 долларов США в Южной Корее, а его соратники по Политбюро не нашли в себе смелости потребовать от него отчета за этот поступок и не обнародовать данный факт. Когда на ХХVIII съезде КПСС, по своей природной трусости перед первым лицом страны, не осмелились сместить М.Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС, о которую он не брезговал вытирать ноги. А август 1991-го был логическим концом всех этих событий. Вот почему сей политикан смог с такой гениальной простотой мелкого жулика обыграть своих соратников, которые в конечном итоге оказались на лефортовских нарах.
Может возникнуть вопрос: « А следует ли ворошить прошлое, и кому теперь интересны эти события?». Думаю, что хотя на эту тему уже написано множество трудов, все же следует временами возвращаться к данному вопросу. Тем более что периодически политический труп М.Горбачев делает попытку о себе напомнить. Первую такую попытку он предпринял в 1996 году, выдвинувшись в кандидаты президента России. Даже тогдашний позорный результат, по всей видимости, не отрезвил его. Совсем недавно он неожиданно для многих выступил с заявлением, поддерживающим акт российской агрессии против государственного суверенитета Грузии, на что последовал лаконичный ответ президента Грузии М.Саакашвили: «Позор вам, г-н Горбачев». Уважаемый г-н М.Саакашвили, нашли кому напомнить о позоре! Политическому трупу! Но заявление М.Горбачева больше должно вызывать угрызения совести у Запада, который наградил его Нобелевской премией в области мира. А также его тогдашнего соратника Э.Шеварднадзе, который в одной из телевизионных передач упомянул М.Горбачева в числе своих друзей. Пусть воочию убедятся в том, каково истинное лицо у этого «миротворца» по кличке «Миша-конверт», коей его окрестили в период его деятельности в Ставропольском крае.
Сахиль Искандеров, политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.