Актуально
Глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке, выступая на Совете по международным отношениям в Вашингтоне, признал, что рецессия в этом государстве оказалась более суровой, чем ожидалось. И последнее должно взять на себя обязательства стабилизировать банковскую систему и предотвратить крах системных институтов. Таким образом, подводится жирная черта под одним из главных постулатов либерализма, что рынок сам все отрегулирует.
Очевидно, что мир столкнулся с самым жестким финансовым и экономическим кризисом за последние более чем полувека. И если на вопрос «Что делать?» никто не может дать четкого ответа или предложить готовый рецепт, то на другой «Кто виноват?», все однозначно указывают на США. Некоторые даже отмечают то, что Америка специально создала систему «глобальных дисбалансов» с целью наращивания потребления за счет всего остального мира. Насколько они правы и что под этим понятием имеется в виду?
Действительно, глобальные дисбалансы существовали всегда, но никогда за последнее 25-30 лет их масштабы не обретали столь существенных разрывов. Один из них – это дисбаланс международной торговли, характеризующийся огромным торговым дефицитом у США и Великобритании, с одной стороны, и не менее внушительным профицитом у азиатских стран, России и прочих экспортеров нефти, с другой. В том числе и Азербайджана. Дефицит счета текущих операций только США в двухтысячные годы колебался в диапазоне 1-2 % мирового ВВП. Приблизительно таким был совокупный профицит азиатских развивающихся стран (включая Китай) и экспортеров нефти.
Следующий – это дисбаланс сбережений, американцы и британцы предпочитали тратить больше, чем сберегать. К примеру, уровень сбережений населения Китая достигал 20-25% от их доходов, тогда как в США и Великобритании не превышал 3%, а в отдельные годы и вовсе был отрицательным.
И, наконец, дисбаланс бюджетов. В то время когда развивающиеся страны поддерживали профицит бюджета, США наращивали его дефицит, который достиг 7% от ВВП.
Наряду с этим США и Великобритания создали самую развитую в мире систему финансовых инструментов для трансформации сбережений населения и государств в инвестиции. В силу этих причин сбережения из Китая и стран-экспортеров нефти устремились за рубеж, потому как их национальные финансовые системы не позволяют эффективно использовать такие денежные средства. Как видим, часть экспортной выручки развивающиеся страны тратили не на импорт, а на вывоз капитала. Так возник первый дисбаланс. Приток денег со всего мира уронил ставки процента в США, что снизило стимулы населения к сбережению и позволило правительству дешевле финансировать дефицит бюджета. Отсюда и два других дисбаланса. Эти дисбалансы не нарушали законов макроэкономики до тех пор, пока американская финансовая система была способна эффективно «переваривать» такой огромный приток денег. Но, как показала жизнь, и ее возможности оказались не беспредельными.
Искушение американских финансовых институтов брать избыточные риски оказалось настолько велико, что их безответственное поведение и привело к кризису. Нельзя сказать, что глобальные дисбалансы - заговор США, скорее всего, это следствие неразвитости финансовых рынков других стран. После кризиса подорванное доверие к американской финансовой системе, по всей вероятности, восстановится, а глобальные дисбалансы сократятся. Ведь, по мнению многих экспертов, трудно предположить, что в ближайшие 5-7 лет появится реальная альтернатива американскому доллару и финансовому рынку.
Но пока глава ФРС Бен Бернанке призывает помочь США выбраться из кризиса. Ведь экономика этого государства слишком велика, чтобы объявить его банкротом.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора