Азербайджано-израильские отношения через призму геополитических процессов на Южном Кавказе | 1news.az | Новости
Точка зрения

Азербайджано-израильские отношения через призму геополитических процессов на Южном Кавказе

10:32 - 18 / 03 / 2009
Азербайджано-израильские отношения через призму геополитических процессов на Южном Кавказе

Сегодня это свершившийся факт, что на Южном Кавказе уже осуществляются проекты по формированию многовариантной системы трубопроводов.

Несколько лет назад в эксплуатацию официально передан самый важный с геополитической точки зрения нефтепровод мира - Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), берущий свое начало у терминала Сангачал, вблизи Баку, и имеющий протяженность 1768 километров. Он пересекает на своем пути от Каспийского моря до турецкого средиземноморского порта Джейхан горную гряду высотой почти 3000 метров и 1500 рек. По всей своей длине он в целях защиты от диверсий закопан в землю. Открытие трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан сопровождалось многочисленными комментариями экспертов и политиков о повышении экономической и политической роли независимого Азербайджана на постсоветском (евразийском) пространстве.

Между тем, очевидно, что цель «проекта века», согласно бывшему президенту США Дж.Бушу-младшему, «повысить независимость региона Южного Кавказа». В долгосрочной перспективе транскаспийские коммуникации (в том числе нефтегазовые), проходящие через Кавказ к Черному морю, остаются самыми приемлемыми, прежде всего для самих государств Центральной Азии и Центрального Кавказа. Система евразийских коммуникаций, соединяющая индустриально развитые страны Запада с переживающими непростые этапы своего экономического развития государствами Центральной Евразии, создаст благоприятные возможности для сотрудничества не только в энергетической, но и, без сомнений, в других не менее важных экономических, а впоследствии также и социально-культурных областях. Их стремление к интеграции поддерживают ведущие геополитические центры, которые желают получить доступ к региону и контроль над трансконтинентальными транспортными потоками. Одним из важных геополитических центров силы является Государство Израиль.
 
Отношения между Израилем и Азербайджаном после обретения последним независимости развивались по нарастающей. С 1995 года Израиль и Азербайджан стали постепенно сближаться. Обе стороны всегда дружелюбно относились друг к другу. Руководство Азербайджана с твердым постоянством осуждало и осуждает любое проявление антисемитизма на постсоветском пространстве, не говоря о том, что на территории Азербайджана такого понятия, как антисемитизм, вообще не существует. В свою очередь, еврейская диаспора (которая, естественно, тесно связана с Израилем) в США весьма достойно защищала и продолжает защищать интересы Азербайджана. Базисная основа широкого экономического и политического сотрудничества  была заложена в 1998 году, когда тогдашний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Баку с кратковременным ночным визитом. Новый виток отношений между двумя странами начался в 1999 году, когда стала распространяться информация о возможном альянсе Израиля, Турции и Азербайджана под патронажем США.

Считаю необходимым отметить тот факт, что политические, военные, общественные деятели Израиля всегда традиционно хорошо отзываются об Азербайджане и о перспективах азербайджано-израильского сотрудничества.

На сегодняшний момент Азербайджан в отношениях с Израилем еще далек от альянса. Азербайджан должен стремиться к такому тесному партнерству и сотрудничеству с Израилем. Тем более что экономический аспект сотрудничества весьма благоприятен для обоих государств. Правда, единственным крупным финансовым израильским вложением капитала в Азербайджане является совместное предприятие в сфере связи - компания Bakcell, однако за несколько лет своего присутствия на азербайджанском рынке эта компания вложила в развитие телекоммуникаций десятки и десятки миллионов долларов. Остальные израильские компании не представлены широко в Азербайджане, хотя есть очень большой потенциал участия израильского капитала в сельском хозяйстве Азербайджана, а также в создании новых рабочих мест в частности в области новейших технологий в различных регионах республики. Конечно, нельзя забывать фактор нефти, и все связанное с этим кратким, но весьма широким понятием. Ведь не секрет, что в большинстве своем маршрут Баку-Джейхан, одобренный в США, пользовался поддержкой еврейской диаспоры. Израиль испытывает большие трудности в обеспечении себя энергоресурсами. Покупать нефть из арабских стран невозможнo и проблематично, а покупать нефть через третьи руки очень дорого. Взглянув на карту, можно увидеть, что порт Джейхан находится в 600 км от территории Израиля. В результате Тель-Авив получит надежный источник энергоснабжения, не зависящий от политических осложнений.

Сотрудничество и дружба между Азербайджаном и Израилем имеет глубокие корни. В Азербайджане на протяжении веков проживали евреи, жили как равноправные граждане Азербайджана. Азербайджанцы никогда не считали их здесь иностранцами. Евреи, проживающие в Азербайджане с конца XIX и начала ХХ веков и по сей день, имеют большие заслуги в развитии азербайджанской науки, культуры, здравоохранения, экономики, промышленности и оставили неизгладимый след. Не зря первым министром здравоохранения Азербайджанской Демократической Республики стал известный врач Е.Гиндес. В парламент АДР были включены представители различных партий, в числе которых сионистский активист А. Бушман. Были проведены выборы в городской совет, в которых принял участие Еврейский национальный блок, возглавляемый сионистами. Возобновилось издание еврейской газеты «Кавказский еврейский вестник» на русском языке. Позже стала выходить газета «Палестина» и дважды в месяц журнал «Молодежь Сиона». Правительство Азербайджана, в сущности, признало объединявший все еврейские партии и фракции Еврейский национальный совет официальным представителем еврейского национального меньшинства. На запрос министра юстиции Азербайджана Еврейскому национальному совету о том, на какой язык следует перевести для евреев клятву, которую они должны будут произносить в суде, совет, в котором доминировали сионисты, ответил, что язык евреев - иврит, и поэтому официальная клятва должна произноситься на этом языке.
    
Именно имея такую богатую историю взаимоотношений, сегодня в Азербайджане правит национально-этническая толерантность и проживающая на протяжении веков в Азербайджане еврейская община является неотъемлемой составной частью азербайджанского народа и общества. Представители еврейской общины принимают непосредственное участие во всех областях экономической, социально-культурной и общественно-политической жизни страны, в то же время оказывают достойную помощь в доведении правдивой информации о реалиях Азербайджана до мировой общественности, также оказывают помощь в развитии международных связей Азербайджана.

Убежден, что Азербайджану нужно четко определиться во взаимоотношениях с Израилем. Первым делом необходимо открытие посольства Азербайджана в этой дружественной  стране. В Азербайджане сразу спросят: какова будет реакция  арабских государств? Арабские государства, такие как Египет и Иордания, имеют дипломатические отношения с Израилем и действующие посольства, а Марокко и Тунис имеют полудипломатические связи с Израилем. Это не мешает этим государствам весьма продуктивно общаться с другими арабскими государствами региона, даже несмотря на последние израильские военные действия в Южном Ливане и антитеррористическую операцию в секторе Газа. Террористические организации ХАМАС и «Хизбалла» не возобновили бы открытое противостояние с Израилем без благословения старшего иранского брата. Муллократический Иран действительно пытается встать во главе исламского мира, но уже не путем возрождения исламской революции хомейнистского толка, что является нереальной целью из-за ее шиитского характера, а благодаря роли первого плана в отношении страны, которую Ахмадинеджад называет «троянским конем Запада» в исламском мире. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад публично не раз предлагал стереть с карты мира Государство Израиль, чем вызвал мощный международный скандал. Иран отказывается признать Израиль и нормализовать с ним отношения.  По мнению Ахмадинеджада, исламский мир не позволит жить Израилю в самом центре мусульманского мира.

Муллократическая власть, чья политика направлена далеко не на мирное сосуществование не только государств-соседей, но и представителей разных наций, проживающих в Иране, божится и клянется в своей приверженности миру. На поверку же выходит, что ислам (в данном случае для Ирана) - это лишь щит, и довольно крепкий. Фактор экономических интересов того или иного государства во всем мире принимается должным образом. К сожалению, к этим требованиям мирового сообщества южный сосед Азербайджана оказался глух и слеп. Как показывают последние события, в своей антииранской стратегии Вашингтон отдает большую прерогативу «азербайджанскому фактору» и национально-освободительному движению, которые могут сильно подорвать устои иранского режима. Сегодня, в преддверии предстоящего захвата энергетических рынков Ирана, Вашингтону максимально необходимо расшатать политическую ситуацию в стране. Лучшим оружием для внутреннего подрыва является модель перманентных волнений в Южном Азербайджане. За два века как Запад, так и Россия применяли систему азербайджанского рычага давления. Однако, в отличие от прошлого опыта, последний бунт Южного Азербайджана в июне этого года был организован не с помощью политических структур или общественных организаций. Это факт, что из маленькой иранской искры возгорелось большое южноазербайджанское пламя. Иначе говоря, каждое новое поколение азербайджанцев в Иране ищет свое место в жизни и его не устраивают сложившиеся к тому времени порядки в стране. С конца 90-х годов прошлого столетия движение азербайджанцев стало носить все более радикальный и в то же время организованный характер, чему во многом, конечно же, способствовало наличие независимой государственности Северного Азербайджана. Именно поэтому независимый статус Азербайджанской Республики ipso facto представляется в качестве сильнейшего стимула для интеграционного движения в Южном Азербайджане.

В этом смысле стоит отметить, что Израиль заинтересован в осуществлении поставок нефти и газа из Азербайджана. Министр национальной инфраструктуры Израиля Беньямин Бен-Элиезер отметил, что «потребности Израиля в нефти ежегодно составляют 12 млн тонн, и из них 2 млн тонн удовлетворяются за счет азербайджанской нефти и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан сокращает путь доставки азербайджанской нефти в Израиль с 2 тыс. км до 600 км». Стоит подчеркнуть, что Израиль является активным покупателем нефти марки Azeri Ligte в черноморском порту Супса. Кроме того, Израиль готов предложить свои транзитные услуги в перевалке азербайджанской нефти на рынки Азии. В частности, предлагается доставлять нефть из Джейхана в израильский средиземноморский порт Ашкелон. Оттуда по уже существующему трубопроводу предполагается прокачивать нефть до израильского порта Эйлат на Красном море и далее танкерами развозить по странам Азии. Данный проект имеет хорошие перспективы в свете возрастающих потребностей в нефти Индии и Китая. По поводу поставок газа в Израиль Бен-Элиезер сообщил, что он стремится    «повысить интерес» Азербайджана и Турции в продолжении уже практически построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум до Джейхана. Оттуда газ может доставляться в Израиль по подводному трубопроводу или в сжиженном виде танкерами. Стоит отметить, что нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан нефть будет перекачиваться с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря непосредственно на побережье Средиземного моря. Для заполнения трубопровода потребуется 10 миллионов баррелей нефти. Проектная пропускная мощность — 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки.

Как было отмечено выше, регион Центральной Азии и Южного Кавказа представляет собой место, где происходят и будут происходить основные столкновения интересов США и их западных союзников с Россией, Ираном и Китаем. Создание подобного союза позволит США отстаивать в регионе свои национальные интересы, так как думается, что нового расширения НАТО, с включением Центральноазиатских стран, по всей видимости, ожидать не стоит. Азербайджан занимает определенное, и не скажу, что рядовое место в планах США в этом регионе. Достаточно ознакомиться с утверждением такого прагматичного политика, как Збигнев Бжезинский, чтобы убедиться в этом: «Азербайджан можно назвать жизненно важной «пробкой», контролирующей доступ к бутылке с богатствами бассейна Каспийского моря Центральной Азии.

Независимый тюркоязычный Азербайджан, по территории которого проходят нефтепроводы и далее тянутся по территории этнически родственной и оказывающей ей политическую помощь Турции, помешал бы России монополизировать доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику новых государств Центральной Азии». С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве пропагандистского прикрытия выдвигали идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка. Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объемов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу Баку-Новоросийск, теперь будет производиться обход России, что снизит ее влияние в регионе. Американцы же не только получат альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширят зону своего влияния.

Таким образом, Южный Кавказ становится частью Ближнего Востока, как это представлялось во времена Британской Империи. Весь макро-регион от Каспийского моря до Черного моря, и все их прибрежные государства от Балкан до Средней Азии оказываются в фокусе новых направлений региональных международных систем взаимозависимости. Несмотря на свою возросшую автономность от конфликта между великими державами, данные регионы более не являются такими же взаимно отделенными друг от друга, какими они были в начале прошлого века. Энергетические ресурсы Южного Кавказа и Средней Азии, таким образом, представляют собой огромный потенциал для Запада, но потенциал необузданного экономического развития транснациональных нефтяных и газовых проектов представляет собой огромный вызов правительствам (и общественности, которую они представляют), который отразится на социальной цене такого экономического развития.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
5502

Последние новости

Все новости

1news TV