Международный эксперт: «Турция захочет получить доказательства определенного прогресса в урегулировании Карабахского конфликта»
Турецкие аналитики предостерегают, что инициатива Анкары по нормализации отношений с Арменией потребует самого пристального изучения со стороны общественности и будет встречена в штыки оппозицией, передает eurasianet.org
Ближайшие недели выделены для публичных дебатов по проектам протоколов. Многие ожидают, что предстоящие публичные дискуссии будут носить непростой характер.
Не способствует облегчению ситуации для турецких политиков и тот факт, что инициативы правительства по нормализации отношений с Арменией совпали по времени с планируемыми шагами турецких властей по урегулированию застарелой курдской проблемы
На этот раз правительство правящей Партии справедливости и развития явно уделяет задаче публичных дебатов больше внимания. Обнародованные в начале сентября протоколы – которые подлежат ратификации парламентами обеих стран – содержат конкретные предложения относительно того, как и когда две стороны будут восстанавливать дипломатические отношения.
Несмотря на конкретику, содержащуюся в проектах протоколов, согласованных при швейцарском посредничестве, вопрос о ратификации документов турецким и армянским парламентами остается открытым.
Главные оппозиционные партии Турции – Народно-республиканская партия и Партия националистического движения уже обозначили свое намерение голосовать против данного соглашения. «Мы не станем голосовать за эти протоколы, пока Армения не положит конец оккупации азербайджанских территорий», – заявил на заседании партии в начале недели руководитель Народно-республиканской партии Дениз Байкал (Deniz Baykal). Лидер же Партии националистического движения Девлет Бахчели (Devlet Bahсeli) обвинил Партию справедливости и развития в игнорировании национальных интересов Турции. «Мы не станем голосовать за эти протоколы», – отметил он в письменном заявлении.
Проблема мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта является фактором, осложняющим процесс ратификации протоколов. Турция является самым тесным союзником Азербайджана. В 1993 году Анкара ввела экономическую блокаду в отношении Армении в знак поддержки предпринимаемых Баку усилий по возвращению Нагорного Карабаха под свой контроль. В настоящее время армянские войска контролируют Карабах, а также значительные по размеру территории самого Азербайджана, окружающие этот анклав.
Вопрос о сроках вывода армянских сил с оккупированных азербайджанских земель является одним из главных камней преткновения карабахского мирного процесса.
Озвученное в апреле объявление о наличии «дорожной карты» – плана действий на пути восстановления связей между Турцией и Арменией – вызвало резкую реакцию со стороны Баку, вроде бы заставившую Анкару отступиться от своего намерения.
Хотя недавно обнародованные протоколы и не увязывают вопрос о нормализации турецко-армянских отношений с процессом мирного карабахского урегулирования, «нет сомнений, что карабахский вопрос довлеет над всем этим процессом примирения», – полагает депутат парламента от Партии справедливости и развития Суат Киниклиоглу.
«В случае отсутствия подвижек по Нагорному Карабаху турецкому парламенту придется самому оценивать создавшуюся ситуацию и принимать соответствующее решение», - сказал он.
Обозреватели полагают, что турецкое правительство рассчитывает на усиление международного давления на Армению и Азербайджан с тем, чтобы две страны достигли какого-то соглашения в отношении спорной территории. Хотя Партия справедливости и развития является партией парламентского большинства, многие обозреватели полагают, что ей будет затруднительно ратифицировать протоколы без наличия определенных подвижек на Нагорно-Карабахском направлении.
«Эрдоган явно отдает себе отчет, что Турция захочет получить доказательства определенного прогресса в ходе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, прежде чем данный вопрос будет поднят в парламенте. Доминирующий национальный интерес Турции заключается в том, чтобы покончить с этой армянской проблемой», – подчеркивает аналитик по Турции брюссельской Международной кризисной группы Хью Поуп (Hugh Pope).
Э.Рустамов