«Армянские мачо не плачут», или Как «примадонна» на теле-шоу маху дала
«Фактор А» - новый телеконкурсный проект российского телевидения, который собирает многомиллионную аудиторию, популярен и в Азербайджане.
И немало наших телезрителей-меломанов прослеживает его этапы по пятницам.
Надо полагать, что наиболее активные любители музыки и шоу собираются у экранов не только для того, чтобы восхититься умением новых талантов, но и насладиться гранями творческого гения хозяйки конкурса – примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой.
Но люди искусства, поклонники популярных шоу и, наконец, знатоки песенного творчества хорошо знают, что Алла Борисовна умеет занимать публику не только голосом и исполнительской виртуозностью, но и фирменным эпатажем, который, как видится, стал неотъемлемой особенностью в ее позиционировании, когда она появляется в публичных местах.
По этой части Пугачева в последнее время демонстрирует завидную оригинальность и широкий диапазон возможностей. Не исключено, что все в том же русле пополнения пиар багажа, хотя она неустанно утверждает, что проблемы пиара для нее не существует. Однако это утверждение не мешает ей использовать любой момент, чтобы продемонстрировать дерзкий и сверхгордый нрав.
Представляется очевидным, что фактор неоспоримого авторитета и подвиг примадонну блеснуть откровенной грубостью на «факторовом» проекте, что аукнулось волной гнева со стороны критиков, телезрителей и участников. Скорее, Алла Борисовна и не предполагала, что безобидная на первый взгляд реплика «кому не нравится, валяйте отсюда» вызовет бурю негодования даже среди ее истых поклонников.
Видать твердо уверовала, что популярность и любовь публики закрепили за ней пожизненный иммунитет от критики. Или же неоспоримость суждения «неблагодарность – естественное свойство великих» подбила звезду переступить рамки приличия в оценке возможностей строптивых конкурсантов.
На неблагодарность еще можно закрыть глаза, а на вызывающую и подчеркнутую грубость всюду реагируют адекватно, даже если вызов обществу позволяют себе величины типа Мела Гибсона, Рассела Кроу или Мадонны...
Но на конкурсном этапе последней пятницы, внимательно выслушав плаксивое выступление конкурсанта Карена Кочаряна, который исполнил новую песню Сергея Лазарева «Любовь не уходит», примадонна, подводя черту под вердикт жюри, многозначительно, если не сказать менторски, изрекла: «... мальчики не должны плакать, а армянские мальчики – тем более...».
Откровенно говоря, можно было бы обойти вниманием эту реплику. Но есть обстоятельство, которое вынуждает остановиться на «армянских тезисах» Аллы Борисовны.
Примадонну связывают очень нежные узы дружбы с армянским народом. Не случайно она прослыла тонким знатоком армянской культуры и характера. Она довольно часто в весьма восторженных тонах высказывается об армянском «феномене в музыке и культуре».
В 70-ые годы Алла Борисовна даже жила в Ереване. Было это после ее победы на конкурсе «Золотой орфей» в Болгарии. Окрыленная творческим взлетом, певица подалась в солистки Государственного эстрадного оркестра Армении и два года работала бок – бок с Константином Орбеляном.
Гордится Алла Борисовна и тем, что самая многочисленная публика на ее концертах собралась в 1984 году на стадионе «Раздан», где было свыше 40 тысяч зрителей.
Никогда не забывает и о том, что этот концерт покорил ее без остатка, ибо «энергетика атмосферы помогла ей окрылиться».
Наконец, осенью 2010 года Алла Борисовна в рамках своего прощального турне прибыла в любимый ею Ереван, и снова собрала рекордную по численности публику в спортивно-концертном зале, куда пришли 8 тысяч поклонников ее таланта.
На сцене было поставлена декорация общим весом в 60 тонн, что также многие соотносят к показателям рекордного жанра. Тут надо бы заметить, что все армянское несет на себе отпечаток «рекордности», и наверняка, Алла Борисовна об этом знает не понаслышке.
Примадонна никогда не упускает возможности подчеркнуть, что Армения это страна «множества талантливых людей». Правда, никогда не уточняет - какие именно таланты отличают армян от остальных.
Но когда на прошлой неделе хозяйка творческой кухни озвучила мысль «армянские мальчики не должны плакать», невольно напросился вывод: кажется, даже тонкая проницательность, коей обладает примадонна, не позволила ей раскрыть все грани изобретательной сути армян?!
Ну, уж кто-кто, а примадонна должна быть посвящена в такую особенность национального характера армян, как плаксивость.
Художественный плач на политические вариации – вещь не абстрактная, а конкретно выработанная в культуре соседнего этноса. Не имея аналога в мире, он поистине может претендовать и на номинацию феномена, и на достойное место во всех книгах рекордов.
Плач армянского народа это вид политического художества, и раздается он отовсюду, где есть армяне. В Москве то, их, слава Богу, тоже не мало. И оттуда он тоже транслируется на весь свет. И трудно поверить, что московские волны армянских излияний прошли или проходят мимо Пугачевой…
Будучи в Ереване с прощальным концертом, Алла Борисовна удостоилась внимания главного армянина. Серж Саркисян, высоко оценив заслуги Пугачевой «в эстетическом воспитании армянского народа», торжественно вручил ей орден Святого Месропа Маштотца, после чего состоялась задушевная беседа о величии и неординарности армянского характера...
И трудно даже представить, что тема «геноцида» была обойдена вниманием в беседе столь «высоких и знаменитых» величин.
Замечу, что посещение мемориального комплекса «жертвам геноцида» в Ереване было занесено в официальный протокол еще в советское время. Приезжавшие в армянскую столицу гости всех уровней и рангов в обязательном порядке посещали мемориальный комплекс.
Про время независимости и говорить не приходится, и Алла Боирисовна не раз была на том самом «жертвенном комплексе». Потому видится немыслимым, что ей, бывшей солистке армянского государственного оркестра, имеющей массу друзей в Армении, ничего неведомо о знаменитой армянской традиции непрестанно навевать гостям уныние своим нескончаемым горем.
Мне дважды довелось побывать в Ереване в советские времена. Во второй раз это было в 1985 году, когда отмечалось 40-летие победы над фашистской Германией. По этому поводу в Ереване проходил всесоюзный телевизионный фестиваль с участием союзных республик.
Азербайджанскую республику наравне со мной, а тогда я был сотрудником Гостелерадио Республики, представлял еще и бывший наш соотечественник, коллега, а ныне известный общественный деятель Израиля, активист партии «Наш дом Израиль», депутат Кнессета 17-го созыва Йосеф Шагал.
Так вот, на третий день фестивальной программы было запланировано посещение того самого комплекса, где по традиции все молча и с печалью на лице чтят память тысяч «безвинно убиенных армян».
Отказавшись без колебаний от оного пункта программы, наша скромная по численности делегация навлекла на себя нешуточный гнев хозяев фестиваля, и демарш, в конце концов, закончился громким скандалом, о котором было проинформировано и руководство Гостелерадио СССР.
Нам по этому поводу досталось взыскание. И как бы вы думали, за что? Формулировка в документации была такой – «за недостойное поведение и попытки срыва программы важного общественно-политического мероприятия», из чего можно было прийти к выводу, что под «важным общественно-политическим мероприятием» имелся в виду не фестиваль, а посещение мемориального комплекса.
Замечу со знанием вопроса, что армяне во всем, что касается темы «геноцида» и посещения мемориального комплекса в Ереване, мало сказать относятся серьезно и трепетно. На этой почве у них выработался пунктик.
И любое неосторожно высказанное мнение или же нежелание сходить к «священному очагу» может перерасти в большую неприятность, как в случае с нами. И очень желательно, чтобы те, кого армяне посвящают в подробности «трагедии 1915 года», проявляли живой интерес к событию.
Говорить о том, как они умеют прожужжать уши излюбленной темой, думается не стоит. Причем, не важно – интересно вам все это или нет. Вы обязаны стоически прослушать полный курс лекции «о жестоких, кровожадных турках и наивно доверчивых, миролюбивых армянах».
И вся эта тягомотина выдерживается в духе классической поминальной церемонии, где выдернутые из истории факты причудливо обрастают мифами, элементами вымысла и гиперболы.
И на этом фоне невозможно поверить, что большой друг, точнее подруга армянского народа и знать ничего не знает, как в ставшей дорогой для нее обители, не то чтобы могут делать все плача, но и продолжают совершенствовать выведенный на исключительно национальной основе вид жалобноплаксивого творчества.
Армяне единственные, кто находится во власти скорби все 365 дней в году. Спрашивается, чем не рекорд? Надо же, отличились даже в такой незавидной ипостаси. Прямо во всем рекордсмены...
Так вот, чтобы не отдалиться от пикантного эпизода телешоу «Формат-А», скажу, что примадонна на этот раз, что называется, маху дала.
Армянские мальчики умеют делать все, петь, танцевать, радоваться, рекорды устанавливать, параллельно плача. Это у них получается отменно. И исполняют они художественный плач всем миром, всенародным хором. А где надо, выбиваются голоса солистов наподобие участника «Фактора-А» К. Кочаряна.
И в этом жанре даже такая непревзойденная мастерица, как примадонна, могла бы в лучшем случае быть на подпевке у армянского всенародного хора, и никак не в солистках. Хотя кто ее знает?
Коль скоро заговорил о шоу и его «трогательных» эпизодах, не могу не вспомнить еще об одной сверх интересной истории недавнего прошлого, где фигурируют все та же примадонна и мэтр армянский эстрады Константин Орбелян.
Так вот, в Армении музыкальные критики всерьез раскрутили байку о том, что знаменитый шлягер Пугачевой «Маэстро» она посвятила Константину Орбеляну, хотя весь свет знает, что написанный Раймондом Паулсом знаменитый хит начала 80-х стал своеобразным гимном нашумевшего любовного романа между латышским композитором и исполнительницей.
Вымыслы, небылицы и всевозможные придуманные истории о великих армянах и их весьма пикантных подвигах рождаются в соседней стране со скоростью света. И по степени невероятности переплюнут самые курьезные и любопытные случаи, моменты из жизни остального мира. Этому удивляться даже не стоит.
Весьма интересный оборот получила и история с байкой, когда об этом спросили самого Константина Орбеляна. Так вот, в интервью местной журналистке мэтр не то что не развеял рожденный в Армении слушок, а подвел под досужие измышления факты.
Судя по ответу мэтра, можно допустить, что в знаменитой песне, где сюжетная линия держится на припеве «У нас одна к музыке святая любовь», примадонна воспевает образ армянского композитора К. Орбеляна.
«Композитор-южанин» утверждает, что, будучи в Москве в 1981 году проездом, он встретился с певицей, которая подарила ему только что вышедший плакат. На нем были написаны вышеприведенные из песни слова, - утверждает армянский композитор.
И его витиеватый ответ на конкретно поставленный вопрос только закручивает интригу в пользу вероятности, что героем-любовником музыкальной эпохи в ореоле фаворита примы СССР был не Р. Паулс, а К. Орбелян.
Не отвергая слухи, а, наоборот, лихо их закручивая, армянский композитор, пусть мифически, но присваивает чужие лавры.
Что ж, типичный для наших соседей ход, не правда ли?!
Интересно, известно ли об этих откровениях К. Орбеляна Р. Паулсу и примадонне?
Вот так и живут наши соседи, не прерывая самобичевания, но присваивая все чужое, и даже любовные романы, к которым не имели никакого отношения.
Кстати, о самобичевании. Ничто не изнашивает человека так сильно, как настроенность на негатив. Он подрывает, съедает изнутри и, в конце концов, подводит под монастырь.
Армяне же всем миром этим занимаются этим делом вот уже сто лет, и ничего. Живут и здравствуют.
И, судя по тому, как периодически накатывает на них волна агрессивности и тюрконенавистничества, можно предположить, что силы для восстановления черпают они из всплесков кровожадности и всенародного творчества. И еще от постоянной нацеленности на то, чтобы побить и перебить все рекорды мира.
Мысли и мечты о лидерстве – действительно великое подспорье, надежное и испытанное. Говорят же, что тщеславие не слабость, а стимул к совершенству. Вот и выкладываются соседи, удивляя белый свет исключительной идентичностью, не похожей ни на один-другой в мире существующий.
Умение отменно петь, одновременно всхлипывая, тоже сугубо армянский феномен. И от того, что в это не может поверить сама примадонна, ничего не изменится. Армяне - тем более...
Т. АББАСОВ
Специально для 1news.az