Российский политолог: «Градус словесного противостояния постоянно повышается, что очень опасно»
Интервью 1news.az с политическим обозревателем РИА «Новости», ведущим RIAN TV, российским политологом Дмитрием Бабичем.
- В настоящий момент активных переговоров по карабахскому урегулированию мы не наблюдаем. Как вы считаете, не затишье ли это перед бурей?
- Надеюсь, что это не затишье перед бурей. Буря может быть только одна – война. И надеюсь, этого не произойдет. Азербайджан сейчас развивается очень быстро, и подвергать это благополучие каким-либо рискам, связанным с войной, было бы нехорошо. При этом стоит отметить, что градус словесного противостояния постоянно повышается, что очень опасно. Правда, слава Богу, это пока не переходит в вооруженное столкновение. Ведь в таком случае пострадают люди.
Что касается МГ ОБСЕ, то я не вижу возможности серьезного посредничества именно потому, что ситуация накалена. Посредники могут оказаться полезными, когда стороны готовы спокойно разговаривать. А насколько я понимаю, ситуация несколько иная.
И, по-моему, в мировой истории последних лет не было ни одной ситуации, чтобы посредники кого-то вынудили сесть за стол переговоров, и главное, чтобы из этого вышел какой-то толк.
Для начала надо, чтобы градус переговоров немного понизился.
- Может ли в ближайшее время измениться курс внешней политики РФ?
- Думаю, что он изменится и изменится положительно. Владимир Путин имеет все шансы на победу на предстоящих президентских выборах. Он - серьезный деловой политик. Ему не нужны пиар-эффекты. Да, он понимает значение пиара, но он все время нацелен на результат. Надеюсь, что в ближайшее время, после очередных президентских выборов в РФ, внешнеполитический курс страны изменится и будет нацелен на результаты. Это касается и Нагорного Карабаха.
При этом я ранее говорил, и сейчас хочу повторить, что ключ к решению карабахского конфликта лежит в Ереване и Баку. Он не в Москве, Вашингтоне и Брюсселе. Посредники могут помочь развить позитивные тенденции, но они не могут заставить стороны конфликта пойти друг другу навстречу. Да и стороны конфликта не будут подчиняться какому-то диктату со стороны.
- А президентские выборы в странах-посредниках в 2012 году оттягивают решение нагорно-карабахского конфликта или приближают?
- Если в мире в целом будет нарастать напряженность, а это может произойти, если не изменится нынешняя ситуация в ЕС, если останется у власти Саркози – дестабилизирующий фактор, если уйдет из власти Обама, который кажется более разумным человеком, то есть если в мире будет дестабилизация, опасность карабахского конфликта будет нарастать и ни к чему хорошему это не приведет. Хотелось бы видеть у власти в Москве, Париже, Вашингтоне прагматиков. Не циников, которых интересуют только деньги и власть, а людей, способных реально понимать, как можно помочь людям в нынешней ситуации. То есть не говорить о правах секс-меньшинств в странах, где их никогда не было и не будет, а вот реально помочь тем людям, которые серьезно нуждаются в их помощи. Например, азербайджанским беженцам из оккупированных районов Карабаха.
- Отношения Израиля и Турции сейчас оставляют желать лучшего. В свою очередь в Ереване надеются, что Тель-Авив таким образом изменит свою позицию по так называемому «геноциду» армян и карабахскому конфликту. Как вы считаете, подобное развитие событий возможно?
- Такое возможно, но не стоит забывать, что самое главное для Израиля – его собственная безопасность. А потому, если быть честным, Израиль равнодушен к иным конфликтам. У него слишком много дел со своей собственной безопасностью. Да, может, СМИ Израиля сейчас больше критикуют Турцию. И что дальше? Тель-Авив может гарантировать помощь и безопасность Армении? Нет, конечно. Израиль – маленькая страна, которая, повторю, прежде всего, думает о своей безопасности и все.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)