Каспий может стать ареной вооруженных конфликтов в 2012 году – Эксперт
БАКУ, 11 янв – 1NEWS.AZ
Богатый энергоресурсами Каспийский регион, наряду с Ормузским проливом и Южно-Китайским морем, рискует стать одним из потенциальных очагов конфликтов в 2012 году.
Так считает профессор Майкл Клэр, специалист по вопросам всемирной безопасности.
«С ростом спроса на энергию и сокращение источников поставок мир вступает в новую эпоху - геоэнергетическую эру, в которой вопросы ресурсов будут доминировать в мировой политике. С 2012 года энергетика и конфликты будут связаны более прежнего», - цитируют слова Клэра CBS News.
По его словам, в новой геоэнергетической эпохе контроль за источниками энергии и ее доставкой на рынки будет лежать в основе повторяющихся глобальных кризисов. Тремя горячими точками он считает Ормузский пролив, Южно-Китайское море и бассейн Каспийского моря.
Во всех трех точках идет спор по поводу добычи и транспортировки энергоресурсов, национальных границ и права прохода.
«В ближайшие годы расположение энергоресурсов и способы их транспортировки - нефтяные порты, маршруты трубопроводов и танкеров - будут решающими элементами на глобальной стратегической карте», - пишет Клэр, профессор Гэмпширского колледжа.
В своих утверждениях он ссылается на стратегический оборонный документ США «Поддержание глобального лидерства Америки», представленного в Пентагоне в начале января.
Согласно британскому энергогиганту British Petroleum, запасы нефти в Каспийском регионе равны 48 млрд. баррелей. Нефтяные месторождения расположены в основном в Азербайджане и Казахстане, пишет CBS News.
Газовые ресурсы региона составляют 449 триллионов кубических футов (12,7 триллионов кубометров) газа, крупнейшие месторождения расположены в Туркменистане.
Запасы газа ставят Каспийский регион выше Северной и Южной Америки; по запасам нефти Каспий обгоняет Азию. Основная задача в настоящее время состоит в добыче этих ресурсов и транспортировке на мировые рынки, пишет Клэр. Сложность представляет то, что Каспийское море не имеет выхода в другие моря, поэтому единственный способ транспортировки - трубопроводы или железная дорога.
Нынешним маршрутам транспортировки угрожает их близкое расположение к очагам нестабильности. В качестве примера автор приводит трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который проходит через Грузию, где до сих пор не устранены последствия конфликта 2008 года.
Евросоюз продвигает строительство трубопровода Набукко, который должен транспортировать каспийский газ через Турцию в Австрию и дальше в страны ЕС. Россия стремится продвинуть проект Южный Поток.
Все эти усилия включают в себя геополитические интересы крупных держав, лишний раз подтверждая, что Каспийский регион будет оставаться потенциальным очагом международного кризиса и конфликта, считает Клэр.
«Одно можно сказать наверняка: где бы ни возгорелась искра, там обязательно есть нефть», - пишет Клэр.
Елена Остапенко, В.Т.