Ровшан Ибрагимов. «Французский узел»: когда торжествует глупость
Свершилось. До последнего момента верилось, что разум возобладает над чувствами. Однако этого не произошло.
Как видно, мир соревнуется в глупости, а именно в том, кто совершит самую большую. Далекие от прагматичности действия в зале законодательного органа Франции могут привести к эскалации в отношениях между несколькими государствами, что не отвечает национальным интересам ни одного из них.
23 января 2012 года Сенат Франции проголосовал за принятие закона, согласно которому отрицание любых случаев геноцида, в том числе и «событий 1915 года», произошедших во времена Османской империи, предусматривает уголовную ответственность - наказание в виде тюремного заключения сроком на один год или штраф в размере €45 тыс.
Ранее подобное решение было принято в Национальном собрании (нижняя палата французского парламента). Последней ступенью для вступления в силу данного законодательного акта является утверждение его со стороны президента страны. Однако в данных обстоятельствах мало кто сомневается, что ратификация будет осуществлена.
Вслед за принятием решения последовала незамедлительная реакция официальной Анкары. На данной стадии развития событий из Франции был отозван посол этой страны Тахсин Бурджуоглу.
Премьер-министр Раджап Тайип Эрдоган пригрозил, что не станет более посещать данную страну. Также было принято решение о приостановлении сотрудничества в военной сфере.
На принятое решение отреагировала и Армения. Согласно заявлению министра иностранных дел этой страны Эдварда Налбандяна, «этот день будет вписан золотыми буквами не только в армяно-французские отношения, но и в историю прав человека во всем мире».
Что касается реакции правительства Турции на принятые решения, на первой стадии их можно воспринять как довольно осторожные. Не исключено, что последуют и другие действия.
Однако введение санкций на торговые отношения между двумя государствами - дело не такое уж и простое. Дело в том, что экономические отношения между двумя странами развиваются в рамках соглашений между Европейским Союзом и Турцией.
Между двумя странами имеется особый режим отношений, обозначенный в рамках Таможенного союза, согласно которому Турция не в состоянии на государственном уровне вводить санкции против государства - члена ЕС.
Невозможно проводить исключительный режим для отдельного государства, будучи скрепленным определенными обязанностями с этой структурой. Однако возможен бойкот французских товаров на турецком рынке со стороны физических и юридических лиц. Но, насколько данная мера будет эффективна, судить сложно.
Стоит отметить, что французский парламент принял решение о признании «геноцида армян» 1915 года еще в 2001 году. В то время в турецком обществе также звучали призывы о введении санкций на французские товары.
Однако далее высказываний дело не пошло. Несколько иная ситуация имела место в 2006 году, когда парламент во Франции впервые рассматривал вопрос о криминализации «геноцида армян». В то время Франция отказалась от рассмотрения вопроса в парламенте. Вызывает некоторую досаду то, что, несмотря на более чем десятилетнюю историю темы о рассмотрении признания «геноцида» во Франции, так и не были созданы действенные механизмы по возможному предотвращению утверждения данного суждения со стороны турецкой дипломатии.
Что дальше? Несмотря на взаимозависимость в экономической сфере между двумя странами, Турция будет вынуждена отреагировать жестче, чем она это делала в 2001 и 2006 годах. Это связано с ее новой, принятой на себя ролью «регионального актора».
Решение Франции далеко от прагматизма и может осложнить отношения не только между ней и Турцией, но и рядом других стран, в том числе и Азербайджаном. Не думаю, что парламент Франции рассчитывал именно на подобный исход решения.
Наиболее ярко и верно охарактеризовал данную ситуацию в своем интервью посол Турции во Франции Тахсин Бурджуоглу.
Он заявил, что за принятое решение отвечать придется всем: и Франции, и Турции, и Армении, армянской общине, турецкой общине во Франции; и об этом пожалеют все.
Доктор Ровшан Ибрагимов
заведующий отделом анализа внешней политики Центра стратегических исследований Азербайджана