Азербайджан и борьба интересов на газовом рынке

Проснулся как-то Молла Насреддин среди ночи от шума…
Подошли они с женой к окну - а на улице драка. Погода была холодной и дождливой.
- Ты подожди, я выйду на улицу, посмотрю, что там случилось, - сказал Молла Насреддин.
Накинул на плечи одеяло, чтобы не замерзнуть, и вышел на улицу. Как только он вышел на улицу, кто-то стянул с него одеяло, и на улице воцарилась тишина.
Замерз Молла и вернулся домой.
Услышав, что он пришел, жена спросила:
- В чем там было дело?
- Оказывается, драка была из-за моего одеяла - ответил Молла.
Сейчас ситуацию с азербайджанским газом можно в какой-то степени отнести и к этому анекдоту. За пределами Азербайджана разгорелись споры относительно маршрута экспорта газа с месторождения «Шах-Дениз». Было предложено 4 проекта, среди которых Nabucco (успешно трансформировавшийся в обновленный вариант Nabucco-west), ITGI, TAP и проект самого консорциума «Шах-Дениз» под названием SEEP.
Каждый консорциум убеждает в эффективности своего проекта. Но, в отличие от Моллы Насреддина, Азербайджан не планирует выходить на газовый рынок в «кромешной темноте», и вне зависимости от утверждений представителей различных консорциумов по экспорту газа, пытается найти самый оптимальный вариант, который бы удовлетворял интересы поставщиков.
Как известно, ранее консорциум «Шах-Дениз» отказался от идеи экспорта газа по маршруту ITGI (Interconnector Turkey-Greece-Italy). Несмотря на это правительства Италии и Греции заявили о том, что они будут продолжать поддерживать данный проект независимо от принятого консорциумом «Шах-Дениз» решения. Может нелогично, но это их право.
В свою очередь, недавно Болгария объявила о том, что придала проекту Nabucco статус объекта национального значения. Поддерживая это решение болгарского правительства, управляющий директор Nabucco Gas Pipeline International GmbH Рейнхард Митчек заявил: «Мы приветствуем это важное решение болгарского правительства и его подтверждение приверженности проекту газопровода Nabucco.


Также в последнее время слышны заявления на высоком уровне о том, что делается все возможное, чтобы Азербайджан выбрал тот или иной маршрут.
По мнению эксперта Центра стратегических исследований Азербайджана Гюльмиры Рзаевой, подобные политические высказывания на высоком уровне являются посланием о своих интересах. «Хотя сейчас делать такие высказывания неправильно, так как это может в какой-то степени повлиять на проекты, а участники консорциумов особенно болезненно реагируют на подобные заявления», - сказала Г.Рзаева.
Отказ консорциума «Шах-Дениз» от проекта ITGI был воспринят неоднозначно. Несмотря на то, что на повестке дня еще находится рассмотрение проекта ТАР, который также предполагает экспорт газа в Италию, все же правительство Италии настаивает на проекте ITGI.
По словам Г.Рзаевой, в Италии есть силы, которые заинтересованы в реализации проекта ITGI и поэтому надо работать с Италией, чтобы заинтересовать ее в проекте ТАР.
Кроме того, компании, представленные в этом проекте, имеют большой опыт, к тому же в проекте ТАР присутствует норвежская компания Statoil, единственная компания, представляющая интересы поставщиков газа, так как является участником консорциума «Шах-Дениз».
В настоящее время у проекта 3 акционера - EGL, Statoil и E.ON Ruhrgas.
ТАР - единственный проект из всех представленных (за исключением SEEP), где обозначены интересы не только потребителей, но и поставщиков газа.
Что же касается проекта Nabucco, то, по словам Г.Рзаевой, в консорциуме представлены только компании-потребители. «Когда в 2002 году начинался проект Nabucco, в него входили и до сих пор входят компании, представляющие интересы потребителей или же стран-потребителей», - сказал Г.Рзаева.


Что же до маршрутов SEEP и обновленного Nabucco (Nabucco-west), то они практически одинаковы. «Единственная разница в том, что Nabucco-west идет в Баумгарден (австрийский хаб), а SEEP заканчивается в Венгрии.
Но в Венгрии есть интерконнектор соединяющий ее с Австрией», - сказала Г.Рзаева.
По ее словам, сейчас вопрос упирается в возможности существующей инфраструктуры в этих странах по транспортировке дополнительных объемов газа.
«Сейчас идет оценка этих возможностей и вопрос участия третьих компаний в этих проектах, который регулируется европейским законодательством (Energy package, package Access).
Второй вариант SEEP предусматривает строительство нового трубопровода, который будет начинаться с турецко-болгарской границы и пройдет через Болгарию, Румынию и Венгрию. Но в этом варианте также появляются определенные вопросы - строить такой трубопровод и потратить на это много лет или же выбрать Nabucco-west. Но, как мы знаем, в проекте Nabucco-west не представлены интересы производителей»,- сказала она.
По мнению Г.Рзаевой, проект SEEP больше других отвечает интересам консорциума «Шах-Дениз», так как он недорогой, не политизирован и отвечает коммерческим критериям консорциума.
«К тому же в настоящее время наблюдается затяжной европейский экономический кризис, и вкладывать в средства в дорогостоящие проекты типа Nabucco-west коммерчески не выгодно. Экономический спад естественно ведет к снижению потребления газа, и окупаемость таких дорогостоящих проектов вызывает сомнение», - сказала Г.Рзаева.
Бахрам Рустамбеков