Новый шаг во внешней политике Грузии? – Newtimes.az
БАКУ, 29 мар – 1NEWS.AZ
Информационно аналитический портал Newtimes.Az опубликовал статью Кямала Адыгезалова «Грузия: новый шаг во внешней политике?»
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«На днях грузинский парламент принял резолюцию, отражающую основные направления внешнеполитического курса. В документе, состоящем из 19 пунктов, отражен ряд новых моментов. Думаю, что интересным будет поделиться нашими соображениями относительно их содержания и геополитической сути.
Новая Резолюция Тбилиси о внешней политике
С обновлением правительства в Грузии актуализировался вопрос о том, какие изменения произойдут во внешней политике. На фоне заявлений премьер-министра Бидзины Иванишвили это вызывает большой интерес. 7 марта текущего года грузинский парламент принял Резолюцию «Об основных направлениях внешней политики». Тем самым позиция официального Тбилиси оказалась выражена в конкретных пунктах.
Открыто говоря, вопреки ожиданиям некоторых кругов, Грузия не сделала коренных изменений во внешней политике. Ее позиция, если можно так выразиться, стала более мобильной. Основной тезис Резолюции заключается в нормализации отношений с Россией на фоне предпочтения интеграции страны с Евросоюзом и НАТО (более подр. см.: Основные направления внешней политики Грузии. Грузия Online, 7 марта 2013 г.). Официальный Тбилиси еще раз подчеркнул, что придает особое значение отношениям с США. В документе США характеризуются как стратегический партнер, и показано, что отношения с ними будут развиваться в 4 направлениях.
В Резолюции отдельно указано, что Грузия будет уделять большое внимание и развитию связей с международными и региональными организациями. Предусмотрено значительно углубить дипломатические отношения в рамках ООН, ОБСЕ, СЕ, Еврокомиссии, ГУАМ, ЧЕС.
В документе подчеркнута необходимость развития сотрудничества со странами Европы, Черноморского и Каспийского бассейнов, Ближнего Востока и Азии. Из государств региона подчеркнута важность развития политико-экономических связей с Азербайджаном, Турцией и Арменией.
В Резолюции, состоящей из 19 пунктов, основное место занимает вопрос о безопасности. И это не случайно. Сейчас основная проблема для внешней политики Грузии – это обезвреживание угроз с разных направлений. Абхазия и Южная Осетия фактически отделились от страны. Здесь размещены военные силы одной из зарубежных стран. В Джавахетии все более усиливается армянский сепаратизм. Здесь есть претензии на создание автономной республики. Наряду с выдвижением требований, относящихся к культурной, языковой и экономической сферам, армяне выступают еще и с политическими амбициями.
Армянский и иранский факторы превратились для Грузии в препятствие регионального масштаба. Как ближайший союзник России, Армения представляет собой постоянный источник угрозы для Грузии. Хотя официальный Тбилиси об этом открыто не говорит, косвенно все же выражает по этому поводу свою позицию. Военные силы, размещенные Москвой на территории Армении, всегда воспринимались официальным Тбилиси как угроза. Министр обороны Грузии Ираклий Аласания провел обсуждения во время визита в Ереван несколько дней назад именно в этом контексте.
В ирано-грузинских отношениях немало темных моментов. Пока еще нет серьезных оснований для разговоров о наличии тесного сотрудничества. В иранском вопросе Грузия больше упоминается в контексте возможных военных операций Запада. В этом плане этот вопрос стал одним из препятствий, стоящих перед Тбилиси. В частности, тот факт, что основным партнером США в регионе является Грузия, вносит отдельный элемент напряженности в отношения между Тбилиси и Тегераном. Неслучайно новое правительство ничего не сказало относительно развития отношений с Ираном. Хотя в Резолюции об основных направлениях внешней политики и отражена позиция страны о каждом государстве региона, Иран здесь вообще не упоминается. Если отношение Тбилиси к Тегерану неопределенно, то это сам по себе уже риск. В свете этого нужно признать, что существует угроза и безопасности Грузии.
Страна, зажатая между двумя большими силами
Сейчас на Южном Кавказе между Западом и Россией в основном колеблется Армения. Но положение и Грузии в этом контексте не кажется отрадным. В новой Резолюции о внешней политике особо отмечается интеграция с Европой и НАТО, на фоне чего разговоры о сотрудничестве с Россией не означают устранение препятствий, так как в реальности осуществить такую политику будет для Тбилиси очень непросто.
Дело в том, что Москва неохотно идет на сотрудничество со страной, которая своим внешнеполитическим приоритетом считает интеграцию с НАТО. Это воочию увидели мы на примере Украины. Именно давление со стороны России остановили Киев от этого шага. Существование Украины как страны Кремль связал с отказом от интеграции с НАТО. Эту угрозу официальные круги в Киеве открыто признавали. Нет оснований ожидать от России каких-то уступок Грузии в вопросе НАТО. К тому есть конкретные геополитические причины.
Во-первых, членство Грузии в НАТО снижает до минимума какое-либо влияние России на Южном Кавказе. Москва теряет в том числе и возможность обеспечения безопасности Армении. Во-вторых, Москва вынуждена в этом случае отказаться от своих претензий на энергоносители региона и их транспортировку. Открываются широкие перспективы для предусмотренных Западом крупных энергопроектов. А они должны обеспечить доставку нефти и газа в Европу в обход России. В-третьих, возникает серьезная угроза для Северного Кавказа. Несомненно, тем самым Запад приобретает дополнительные возможности для усиления влияния в этом регионе.
Поэтому Россия продолжит занимать жесткую позицию в вопросе членства Грузии в НАТО. Весьма возможно, что Россия окажет на Тбилиси давление в абхазском и южноосетинском вопросах. Это хорошо знают и на Западе. По-видимому, по этой причине официальный Тбилиси пытается улучшить отношения с Россией. Но Кремль в этом аспекте четко определил «красную линию» - невозможно отказаться от независимости Абхазии и Южной Осетии!
Эксперты приходят к мнению о том, что вопреки показанному в Резолюции, возможности у Грузии маневрировать между двумя большими силами не такие уж широкие, так как прежние власти сильно сузили поле для подобной деятельности. В документе отдельно отмечается, что Грузия будет стремиться к согласованию в регионе интересов США, России и Евросоюза (пункт12). Понятно, в каких целях это делается. Одновременно с этим трудно однозначно высказаться относительно наличия у официального Тбилиси возможностей для достижения этой цели.
Уже сейчас российские аналитики говорят о том, что отношения между двумя странами не смогут выйти за рамки торговой, культурной и социальной сфер. Некоторые грузинские аналитики и эксперты придерживаются того же мнения. Например, руководитель Международного Центра по конфликтам и переговорам Гиули Чачанашвили в интервью газете «New Baku Post» отметил, что конкретнее можно говорить о «взаимоотношениях между двумя странами в экономической, культурной и гуманитарной областях» (см.: Дела Грузинские. New Baku Post, №21 (73), 19 марта 2013 г.). Отсюда можно сделать вывод, что грузино-российские отношения еще долгое время могут охватывать ограниченный круг сфер, что в свою очередь свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе абхазская и южноосетинская проблемы не будут разрешены.
Но здесь полезно было бы учесть еще один момент. Мы имеем в виду вероятность установления в глобальном масштабе нового мирового порядка. В этом случае большие государства смогут прийти по Грузии к общему знаменателю. Но можно сказать и то, что в этом случае вопрос больше будет зависеть от урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
Прокомментированные выше моменты показывают, что новая Резолюция, принятая Грузией о внешней политике, фактически вряд ли что-то существенно изменит в геополитической позиции страны. Данный документ скорее имеет отношение к внутренней политической ситуации, так как впервые сторонники М.Саакашвили и Б.Иванишвили демонстрируют общность в позициях. Это можно расценить и как вызов миру – грузины ради национальных интересов могут объединиться!
Интересно, как отреагирует на это Москва. В любом случае Кремль может положительно отнестись к желанию Тбилиси нормализовать в ряде направлений отношения. Вместе с тем трудно предсказать, будет ли этих шагов достаточно для коренного улучшения отношений между двумя странами».
Newtimes.az