Владимир Маяковский. «Лучше всего — Баку»
«Лучше всего — Баку.
Вышки, цистерны, лучшие духи —
нефть, а дальше степь.
Пустыня даже»
(автобиография В.В.Маяковского «Я сам»)
В этом году русскому поэту Владимиру Маяковскому исполнилось бы 120 лет. Он был самым ярким представителем русского футуризма, создателем множества неологизмов, его творчество оставило яркий след в истории мировой культуры и литературы, а также оказало определенное влияние на развитие азербайджанской литературы XX века. Имя Маяковского тесно связано с городом Баку, где он бывал не раз.
17 февраля 1926 года В.В.Маяковский в очередной раз приехал в Баку. Он только три месяца тому назад вернулся из большой поездки по Америке и Европе и теперь ездил по Советскому Союзу, рассказывал о своем путешествии и читал новые стихи.
В Баку Владимир Владимирович пробыл неделю. Семь дней (с 17 до 24 февраля 1926 года), которые он провел в Баку, стали значительным событием в жизни литературной общественности города.
Его выступления, проходившие в оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы, собирали полные залы. На одном из них он и произнес свое знаменитое изречение, цитировавшееся позже многими исследователями творчества выдающегося поэта: «В поэзии форма является содержанием. Если нет содержания — не будет и формы».
За эти дни он не только выступал, но и осматривал город, ездил на строительство новых нефтяных промыслов.
В тот свой приезд Маяковский укрепил завязавшиеся ранее связи с газетой «Бакинский рабочий». Именно здесь впервые были напечатаны его очерк «Я люблю Нью-Йорк» (из книги «Мое открытие Америки») и стихотворения «Домой», «Вызов», «Богомольное». Маяковский выступал в помещении Тюркского государственного театра и Бакинского рабочего театра, в кинотеатре «Рекорд», бывал в редакции газеты «Бакинский рабочий», встречался с участниками литературной группы «Весна». То, что В.Маяковский бывал в Баку, публично читал здесь свои стихи, общеизвестно, но любопытно другое: в одном из номеров «Бакинского рабочего» опубликована статья, в которой дан литературоведческий анализ его бакинского выступления, и даже спустя десятилетия эта статья не теряет ценности.
В советское время «Бакинский рабочий» был флагманом русскоязычной журналистики Азербайджана. «Бакинский рабочий» — одна из старейших газет на постсоветском пространстве. Как известно, она создавалась как газета большевиков во время первой русской революции. Баку в то время был одним из крупных центров Российской империи, вторым после Санкт-Петербурга промышленным городом капиталистической России. Газета основное развитие получила после апрельского переворота, когда было свергнуто национальное правительство Азербайджана и страна была советизирована. В годы советской власти газета была официальным органом ЦК, Совета Министров, Верховного Совета республики, одной из влиятельных газет в Азербайджане.
Во время пребывания в нашем городе Маяковский знакомился со строительством нефтяных промыслов и написал об этом очерк «Америка в Баку». В память об этом посещении Баку в Московском доме-музее Маяковского хранится фотоальбом с дарственной надписью: «Пролетарскому поэту В.В.Маяковскому от признательных нефтеработников и «Азнефти», г.Баку, 22 февраля 1926 г.». Ярким впечатлением, которое произвела на него благоустраивающаяся столица Азербайджана, он поделился с читателями в очерке «Рождение столицы». В нем Маяковский рассказывает и о том, как неузнаваемо механизировались, вооружались новой техникой бакинские нефтяные промыслы. Исполненные высокой гражданской страсти стихи поэта-трибуна, впервые прозвучавшие со страниц «Бакинского рабочего», находили горячий отклик в Азербайджане. Их читали, цитировали в заводских и промысловых красных уголках, в клубах и студенческих общежитиях.
Совершая в декабре 1927 года поездку с только что оконченной поэмой «Хорошо», Маяковский вновь посещает Баку. Народный поэт Азербайджана Сулейман Рустам вспоминал об этом так: «…Появился он неожиданно, никого не известив о своем приезде. Он считал Баку своим родным городом и говорил, что приезжает сюда как в собственный дом. Азербайджанские поэты увидели своего дорогого гостя, когда он пришел в Союз пролетарских писателей, помещавшийся во Дворце азербайджанской культуры… Мы, азербайджанские поэты, были в восторге от этой неожиданной встречи. Началась оживленная беседа. Маяковский интересовался, какими творческими силами и произведениями мы располагаем, существует ли у нас связь с читателями. Оказалось, что Маяковский довольно близко знал нашу литературную жизнь. Он, говоря об укреплении связей с читателями, в частности, указывал, что надо приучить массу достойным образом ценить художественную литературу. Для этого он рекомендовал нам планомерно устраивать платные литературные вечера…». Сулейман Рустам вспоминал: «Перед отъездом из Баку Маяковский просил нас присылать ему переводы его стихов на азербайджанский язык и все, что будет печататься о нем в нашей печати».
«Люблю я Баку. В нем есть что-то особенное, никогда не забывающееся»
(В.Маяковский)
После 1927 года Маяковскому не довелось побывать больше в прославленном городе нефти, но Баку продолжал занимать творческое воображение поэта до последних дней его жизни. Имеются сведения о том, что Маяковский собирался создать большую поэму о Баку.
Со смертью Маяковского оборвались тысячи личных связей, которые он поддерживал с людьми, разъезжая по городам Советского Союза. Но популярность его продолжала расти с невиданной быстротой. Не прошло и двух десятков лет, а Маяковский, как живой с живыми, заговорил с азербайджанцами на их родном языке. В 1940 году на торжественном заседании и вечерах, посвященных 10-летию со дня смерти В.В.Маяковского, присутствовала и азербайджанская писательская делегация. В нее входили Сулейман Рустам, Дадаш Мамед Ариф, Мамед Рагим, на творчество которых определенное влияние оказали поэзия и литературное новаторство В.Маяковского.
По тебе машинами вздыхают
миллиарды поршней и колес,…
Если в будущее крепко верится —
это оттого, что до краев
изливается столицам в сердце
черная бакинская густая кровь.
(В.Маяковский «Баку»)
Незрин Шакирзаде,
Институт Евразийских исследований