Майкл Эмерсон: «В Европе усилились радикальные настроения, но тревогу бить рано»

БАКУ, 29 мая – 1NEWS.AZ
Увеличение в Европарламенте числа депутатов из правых и левых радикальных партий, популистов и евроскептиков должно служить тревожным сигналом для традиционных европейских партий, однако тревогу бить пока рано.
Такого мнения придерживается известный европейский аналитик, эксперт Европейского центра политических исследований (CEPS) в Брюсселе Майкл Эмерсон.
«Было бы страшно, если бы стремления к экстремистским и популистским настроениям превалировали во всей Европе. Но это не так, потому пока бить тревогу рано», - сказал он в интервью 1news.az.
По его словам, на сегодня скептические настроения в Европе объясняются преимущественно неумеренными масштабами миграции, а также тяжелыми последствиями экономического кризиса в еврозоне. Как только начнется период восстановления экономик стран ЕС, можно ожидать снижения протестных настроений, считает он.
В результате выборов в Европарламент, завершившихся в воскресенье, абсолютное большинство мест осталось за демократическими партиями, придерживающимися центристских позиций и традиционно выступающими за европейскую интеграцию. Однако в ряде стран, преимущественно во Франции и Великобритании, наметился значительный рост евроскептицизма и радикальных настроений.
Как пишет немецкое издание Deutsche Welle, нельзя утверждать, что Европарламент по результатам нынешнего голосования ждут какие-то серьезные потрясения, хотя депутатский корпус явно стал более разнородным, что повлечет за собой более острые дискуссии и, возможно, конфликты.
По словам Майкла Эмерсона, влияние радикальных и популистских партий на деятельность Европарламента преувеличивать не стоит, так как 25-30% голосов, которые они получили, это не такая большая цифра.
В целом же явка избирателей в этом году немного превысила показатель 2009 года, но даже незначительный рост числа избирателей не может не радовать проевропейцев. На этот раз явка в среднем по всему ЕС, где право голоса имеют порядка 400 млн. человек, составила 43,1%.
Однако Deutsche Welle пишет, что, по наблюдениям брюссельского Центра европейских политических исследований, избирательная кампания в Европейский парламент активно велась лишь в Германии, Франции и Италии. В других странах она либо оказалась в тени местных выборов различных уровней, либо просто не вызывала интереса.
Евроскептицизм в Европе на фоне приглашения соседей к евроинтеграции
Майкл Эмерсон в разговоре отметил, что усиление тенденций евроскептиков в Европе и внешнеполитическая линия Брюсселя по интеграции новых стран в ЕС – это два разных процесса, никак не связанных друг с другом.
По его словам, евроскептические настроения в Европе касаются преимущественно макроэкономической рецессии в еврозоне. Также острым остается вопрос иммиграции из новых стран-членов ЕС в страны, являющиеся ядром Союза.
То, что люди в Европе выражают свое недовольство демократическим образом, по мнению эксперта, вполне нормальное явление. Но не всегда эти протесты отражают действительное положение дел, полагает он.
В качестве примера он привел Францию, которая может похвастаться одними из самых лучших условий жизни не только в Европе, но и во всем мире.
«Но и там есть недовольные или же люди, просто говорящие, что им что-то не нравится, - сказал он. – Однако, несмотря на это, эти люди не готовы переезжать куда-то в другое место. И такая ситуация характерна для большинства стран Европы».
Относительно политики европейского соседства и, в частности восточных соседей ЕС, к которым относятся и страны Южного Кавказа, Майкл Эмерсон настроен весьма оптимистично.
«Молдова уже добилась безвизового режима с ЕС. Украина и Грузия могут также получить безвизовый режим в течение этого года», - сказал он.
Более того, 27 июня Грузия и Молдова подпишут ассоциативное соглашение с Евросоюзом. Эксперт не исключил, что и Украина после состоявшихся 25 мая президентских выборов сделает то же самое.
«Если это случится, то регресс в политике европейского соседства, который отмечался в период вильнюсского саммита «Восточного партнерства» в конце прошлого года, вероятно, останется в прошлом», - сказал он, отметив также, что это событие доказало бы неспособность России разрушить европейскую внешнеполитическую линию.
Елена Остапенко