Глава LINKS: «Могу лишь надеяться, что 2015 год не станет годом войны в Карабахе»
Конец одного года и начало следующего – время подведения итогов и определения целей и перспектив на будущее. Каким был 2014-й в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта, чем обнадежил и чем огорчил.
Об этом, а также о перспективах переговорного процесса в 2015 году поделился в интервью 1news.az глава исследовательского института LINKS (Великобритания) Денис Саммут.
- Каким для Вас был 2014 год в вопросе переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха? Какие моменты были наиболее обнадеживающими, а какие разочаровали?
- 2014 год был не лучшим годом с точки зрения урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Самой негативной точкой стали серьезные бои, которые вспыхнули летом на линии соприкосновения войск, что привело к ранениям и гибели большого числа солдат.
С обеих сторон это были в основном молодые люди, которые несли военную службу. Они имели право на жизнь. Их смерть напомнила нам о том, почему так важно продвигать мирный процесс.
Радует то, что президенты двух стран смогли встретиться трижды с тех пор – в Сочи по инициативе президента Путина, в Уэльсе на саммите НАТО по инициативе госсекретаря США Джона Керри и в Париже по инициативе президента Франсуа Олланда. Однако эти встречи не дали ощутимых результатов, и переговорный процесс остается, по большому счету, на прежнем уровне.
- Как отразится на процессе разрешения конфликта вступление Армении в Евразийский экономический союз с января 2015 года?
- Решение о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) значительно скажется на Армении, на многие годы вперед. Миру еще предстоит понять, как будет развиваться ЕАЭС. Ясно одно - Армения станет еще более зависимой от России.
Как ни рассматривай ЕАЭС, в первую очередь - это политический и, возможно, идеологический проект. Россия же после вступления Армении в ЕАЭС еще больше запутается в конфликте – с одной стороны предлагая мир, а с другой стороны – танки и ракеты.
- Ощущаете ли Вы стремление сторон конфликта к продвижению, к заключительному этапу? Каковы Ваши ожидания на 2015 год в этом отношении?
- Заключительным этапом может быть как полномасштабная война, так и всеобъемлющий мир. На сегодняшний момент мне кажется, что регион не готов ни к одному из этих сценариев.
Поэтому в 2015 году мы, вероятно, увидим не т.н. «заключительный этап», а лишь шаг к нему. Будет ли это шаг к войне или к миру? На данный момент это невозможно предсказать, потому что стороны предпочитают реагировать на события, а не предвещать их.
Я бы хотел сказать, что 2015 год станет годом мира в Карабахе. К сожалению, я могу лишь надеяться, что 2015 год не будет годом войны в Карабахе.
Елена Остапенко