Расим Мусабеков: Теперь все зависит от того, какой будет реакция сопредседателей МГ ОБСЕ

Премьер-министр Армении на днях выступил в оккупированном Ханкенди с очередными популистскими заявлениями, далекими от реальности, к тому же заявив, что «Карабах - это Армения».
Он назвал целью переговоров по урегулированию карабахского конфликта «закрепление результатов, достигнутых посредством реализации Карабахом своего права на самоопределение».
В ответ МИД Азербайджана выступил с заявлением, в котором указал, что, несмотря на то, что эти заявления рассчитаны на внутреннюю аудиторию, это не дает премьер-министру Армении оснований озвучивать призывы к аннексии Нагорно-Карабахского региона Азербайджана.
Заведующий отделом внешнеполитических вопросов Администрации Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, в свою очередь, заявил, что теперь сопредседателям Минской группы ОБСЕ предстоит дать ответ на вопрос о будущем переговорного процесса.
Вслед за этим МИД Армении выступил с абсурдным заявлением, обвинив Азербайджан в ненависти к армянскому народу.
Для разъяснения сложившейся ситуации мы обратились к политологу, депутату Милли Меджлиса Расиму Мусабекову.
- Как можно расценить заявление МИД Армении, последовавшее вслед за заявлением премьера Никола Пашиняна, сделанное им на оккупированных территориях Азербайджана?
- Это армянская наглость, подобным заявлением МИД пытается отмазать своего премьера и перевести стрелки на Азербайджан. МИД Армении, с одной стороны, уклоняется от того, чтобы квалифицировать наглое заявление Пашиняна о том, что «Карабах – это Армения».
Они просто полагают, что, уходя от этого и выливая помои на Азербайджан, можно уклониться от конкретного ответа на заявление своего премьер-министра. С другой стороны, за пропагандистской шелухой с традиционными обвинениями Азербайджана МИД Армении фактически заявляет о том, что слова Пашиняна ничего в позиции Еревана не меняют и их не следует воспринимать как торпедирование переговорной повестки.
- На официальном уровне Армения не признавала аннексию азербайджанских территорий, поэтому можно ли сказать, что заявление Пашиняна в Ханкенди – всего лишь слова?
- Конечно же, от того, что он сказал, Нагорный Карабах не стал Арменией. Вопрос заключается в том, о чем с ними говорить, если у них такая позиция. Фактически армяне указывают, что будут говорить о присоединении какой-то части оккупированных территорий к Армении, чтобы другую часть они освободили.
То есть, «вступите с нами переговоры» о разделе оккупированных Арменией территорий Азербайджана. В своем же заявлении МИД Азербайджана поставил вопрос, что означает сказанное Пашиняном? Они же вместо того, чтобы отвечать конкретно, фактически ответили пропагандистским залпом.
- Какие шаги должна предпринять азербайджанская сторона в этом случае?
- Мы будем требовать реакции сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Дальше уже надо сказать сопредседателям, что как можно вести переговоры, если у армян такая позиция. В данном случае мы должны не с Арменией обмениваться репликами, а адресовать вопросы сопредседателям.
Ведь частью обсуждаемых вопросов является статус Карабаха, а заявление Пашиняна означает, что он для себя этот статус уже определил. Если для переговоров остается какое-то пространство, то надо продолжить переговоры.
- После заявления Пашиняна остаются ли возможности для ведения переговоров?
- Это можно будет выяснить только после того, как сопредседатели МГ поговорят и там, и здесь, и предложат, что обсуждать дальше.
- Было ли заявление Пашиняна обдуманным?
- Это обдуманное заявление, которое имеет и определенный популистский оттенок. Повторюсь, смысл высказываний Пашиняна в том, что они фактически приглашают нас к тому, чтобы Нагорный Карабах с коридором был присоединен к Армении взамен на освобождение остальных территорий.
Если обсуждение статуса сводится к тому, чтобы признать аннексию, то тогда смысл посреднических усилий тоже теряется. С другой стороны, Пашинян прибыл на оккупированные территории АР, чтобы заявить карабахскому клану, что если Карабах - Армения, то он руководитель всего этого.
Эльшан Рустамов, Г.Р.