Так какой же Меджидов поднял Красный флаг над Бранденбургскими воротами? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Так какой же Меджидов поднял Красный флаг над Бранденбургскими воротами?

09:46 - 01 / 05 / 2020
Так какой же Меджидов поднял Красный флаг над Бранденбургскими воротами?

Сабухи Ахмедов

Доктор философии по истории

Роли Азербайджана в победе Советского Союза в войне 1941-1945 годов посвящено немало печатных материалов, причем на данный момент превалируют два «направления».

Первое условно можно назвать «очернительно-принижающим»: некоторые представители пишущей братии, причем почему-то в большинстве своем из России, а также, понятное дело, из Армении максимально стремятся принизить роль азербайджанского народа в победе, начиная от вклада нефтяников и кончая участием в антифашистском движении.

Второе направление условно можно назвать «ура-патриотическим»: азербайджанские авторы описывают роль азербайджанского народа, чрезвычайно раздувая всё, начиная от того же вклада нефтяников и кончая тем же антифашистским движением. Автор статьи одно время старательно проверял появляющиеся материалы той и другой стороны и пришел к ошеломляющему выводу – и те, и другие лишь поверхностно знакомы с научной литературой о войне и ни те, ни другие абсолютно (!) не знакомы с архивными документами. Иными словами, представители и того, и другого направления пишут об истории, не читая исторической литературы и абсолютно (еще раз поставлю восклицательный знак - !) не изучая архивные документы.

На сегодняшний день сложилась интересная (для социологов) ситуация, когда одно направление не может существовать без другого: сторонники «очернительно-принижающего» направления ждут появления в социальных сетях и информационных ресурсах какого-нибудь перла от «ура-патриотов», чтобы разделать его под орех и сделать вывод: «раз он (журналист, блоггер и т.п.) пишет такое-то, значит у азербайджанского народа нет реальных подвигов и достижений, а значит роль народа (целого народа!) минимальна». В свою очередь «ура-патриоты» только и ждут появления какой-то очернительской статьи и пылая праведным гневом готовы обрушиться на него (журналиста, блоггера и т.п.), посмевшего такое написать.

Поразительно, но в этой войне надуманных фактов и те, и другие по-прежнему в качестве аргумента используют фейковые новости прежних авторов, иногда аппелируя к несуществующим воспоминаниям.

Пожалуй, классическим примером сложившейся ситуации может быть картина с участником антифашистского движения во Франции Ахмедией Джабраиловым. «Очернители», недовольные тем, что вот уроженец Азербайджана воевал во Франции и даже был приглашен на встречу главой Франции Шарлем де Голлем в числе трех (всего трех!) советских участников французского сопротивления, объявили его мошенником, подвиги которого высосаны из пальца; «ура-патриоты», не обращаясь в государственные архивы и музеи республики, не говоря уже об архивах Германии (а ведь где, как не в Германских военных, контрразведывательных и полицейских архивах быть материалам об антифашистским диверсантам) или партизанским архивам той же Франции придумали уйму того, что и писателям – фантастам не снилось: здесь и подаренные Ш.де Голлем азербайджанцу миллионы франков, заводы, фабрики, и француженки, толпами бросающиеся на шею Джабраилова.

В результате об Ахмедие Джабраилове - реальном герое войны, в тяжелейших условиях бежавшем из плена, присоединившимся к партизанам далекой европейской страны, сумевшим найти свое место в антифашистской борьбе и внесшим свою лепту в победу, так и не написано реального исторического труда, в котором отразились бы его документы хотя бы из семейного архива, не говоря уже об архивах Баку, Москвы, Парижа и Берлина.

И количество фактов такой безосновательно-ругательной войны «очернительней» и «ура-патриотов» огромно. Причем и те, и другие говорят о восстановлении исторической справедливости, и те, и другие игнорируют источники (а может и вообще не знают, что это такое – исторический источник?!).

Цель данной статьи – остановить один из набирающих обороты эпизодов вышеуказанной войны: а действительно ли азербайджанцы водрузили Красный флаг на Бранденбургских воротах Берлина?

Так, общеизвестно участие знаменитой азербайджанской национальной дивизии – 416-ой стрелковой Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова дивизии в штурме Берлина, а также то, что Красный флаг над символом Берлина (не Германии!) – Бранденбургскими воротами был водружен воинами этой дивизии.

То, что пишут «очернители» по этому факту ожидаемо-стандартно: 1. в штурме Берлина участвовала только одна национальная дивизия – это армянская стрелковая (это утверждение даже отразилось не только в соцсетях, но и нашло выход в новостные блоки ряда каналов на ТВ Российской Федерации); 2. 416-ая стрелковая, даже если участвовала в штурме Берлина – якобы это не азербайджанская дивизия,  национальной же её назвали потому, что она только формировалась в Азербайджане; то, что в советские годы 416-ую показывали как азербайджанскую, это реверанс советов к азербайджанцам в духе пропоганды дружбы народов. Следовательно, делают вывод «очернители», азербайджанцы ну никак не могли поднять флаг на квадриге над воротами.

Как же отвечают на эти явно клеветнические и очернительные «изыскания» ура-патриоты? Они использовали известные еще по советской литературе и передачам факты, что 416-ая Таганрогская все-таки участвовала в штурме Берлина и даже брала Дворец Кайзера Вильгельма, Комическую оперу, здание советского посольства и наконец, офицер дивизии Меджидов водрузил знамя на Бранденбургских воротах. И на основании этого появились такие «сведения»: 1. Знамя водрузил Меджидов – а именно полковник Рашид Меджидов, заместитель командира дивизии по политической части; 2. Вообще Бранденбургские ворота, это нечто стратегически важное, никто их взять не мог, но мы взяли; 3. вообще большую часть Берлина освобождала 416-ая, а также то, что Жуков был уверен, что так и будет (цитата: «На совещании перед штурмом немецкой столицы Жуков сказал: "Я восхищен героизмом 416-й Таганрогской дивизии и уверен, что ее бойцы будут в первых рядах тех, кто возьмет Берлин"); 4. над рейхстагом флаг установил азербайджанец Мамедов, но Жуков, якобы не стерпел, приехал туда и расстрелял этого Мамедова, что вот не русский, а азербайджанец поднял флаг.

В общем, на бред «очернителей» «ура-патриоты» ответили бредом.

Не меньший бредовый ответ «ура-патриотам» последовал от «очернителей»: замполит дивизии в звании полковника Меджидов вряд ли стал бегать со знаменем по всяким там воротам, а значит, вообще факта, что азербайджанцы брали Бранденбургские ворота, не было.

Вот такая вот «борьба и единство противоположностей».

На самом деле архивные материалы позволяют поставить точку над всеми измышлениями и тех и других. 416-ая стрелковая дивизия была сформирована как национальная азербайджанская дивизия и оставалась таковой до конца войны.

К моменту её вступления в боевые действия из всего личного состава дивизии более 11 тысяч человек были азербайджанцы, около одной тысячи – представители других национальностей. По мере участия в боях дивизия несла потери, но они компенсировались большими группами призывников опять же из Азербайджана – так, сразу после освобождения Моздока в дивизию прибыло 1500 бойцов азербайджанцев, после освобождения Мелитополя (за что дивизия была награждена орденом Красного знамени) – прибыло еще 2500 человек нового пополнения из Азербайджана.

В Архиве Политических документов Управления Президента Азербайджанской Республики есть документы, связанные с историей 416-ой стрелковой дивизии, среди которых хранится письмо главы Азербайджанской ССР периода войны Мир Джафара Багирова на имя Начальника Главного Управления Формирования Красной Армии генерала Щаденко от 17.07.1943 года, в котором он благодарит командующего именно за то, что тот позволяет сохранять национальный состав 416-ой и 77ой стрелковых дивизий: «Примите благодарность за Ваш горячий отклик на предложения по поддержке боеспособности и сохранения однородности азербайджанских 77 и 416 стрелковых дивизий…»

Т.е., по мере необходимости военное командование запрашивало пополнение именно из Азербайджана, а не присылало кадры из прибывающих маршевых рот, что подтверждается запросами командования в республику

В документах о пополнении для 77 и 416-ой стрелковых азербайджанских дивизий всегда указывается не пополнение из уроженцев Азербайджана, как могли бы возразить «очернители», а именно азербайджанцы: «… на пополнение 77 и 416 СД теперь же направить три тысячи азербайджанцев…»

Т.о., утверждение «очернителей» о неазербайджанском характере дивизии опровергается историческими документами. Другое утверждение «очернителей» о том, что лишь армянская дивизия из всех национальных брала Берлин опровергается тысячами мемуаров, воспоминаний, документальных кино и фото кадров, не говоря уже о исторических документах из государственных и военных архивов.

В то же время утверждения «ура-патриотов» о роли 416-ой стрелковой Таганрогской дивизии во взятии Берлина сильно преувеличены. Во-первых, показывать взятие Бранденбургских ворот как чуть ли не выдающееся событие военной истории в корне не верно. В истории дивизии есть немало примеров блестящих военных операций и потрясающих героических поступков.

Так, например, еще в начале своей деятельности дивизии пришлось штурмовать самые мощные укрепления немцев, созданные ими на оккупированных территориях – оборонительный рубеж Миус-фронт.

Глубина обороны немцев здесь достигала 45-50 км, оборонительные центры были созданы в более чем 800 населенных пунктах, непосредственно линия укреплений, построенная в три полосы, имела ширину до 11 км. На 1 квадратный километр приходилось 20, в некоторых местах 30 ДОТ-ов (долговременная огневая точка) и ДЗОТ-ов (дерево-земляная огневая точка)! Миус-фронт надолго задерживал наступление советских войск на юге, и именно при прорыве этих укреплений 416-ая проявила и военное искусство и волю к победе. На фотографии 1942 года, к примеру, командир зенитных подразделений дивизии Мехти Кулиев на фоне сбитого им и его подчиненными немецкого самолета.

Во-вторых, комментировать, что «вот Жуков надеялся, что вот прибудет 416-ая, сразу же возьмем Берлин», и что «азербайджанец поднял флаг над рейхстагом, а Жуков его расстрелял» – бессмысленно, глупость этих «фактов» очевидна. Но при этом придумавшим эту «жаренную новость» «ура-патриотам» не мешало бы изучить биографии реальных азербайджанцев, реально принимавших участие во взятии рейхстага и оставивших на нем свои подписи (к примеру, практически все годы существования ГДР на празднования по случаю взятия Берлина в Германию приглашали бывшего старшину Бахрама Миртагиева, чья подпись («Б.Миртагиев») значилась на стенах этого легендарного здания.

В-третьих, неверно также утверждать, что основную роль во взятии Берлиа сыграла 416-ая, равно как и какая-то отдельно взятая другая дивизия. Так, численность 416-ой Таганрогской не превышала 15 тысяч человек, в то время как в Берлинской наступательной операции с советской стороны участвовало более 2 млн. 350 тысяч человек, 6250 танков, более 7500 самолетов (не случайно, по числу участников операции она включена в Книгу рекордов Гиннеса), а в самих уличных боях в Берлине принимало участие 464 тыс. человек и 1500 танков и самоходных орудий. Берлинская группировка немцев насчитывала около 200 тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий и 250 танков, а также народное ополчение (фольксштурм).  

Оборона города была тщательно продумана и отлично подготовлена. В основе лежала система сильного огня, опорных пунктов и узлов сопротивления. В Берлине было создано девять секторов обороны — восемь по окружности и один в центре. Чем ближе к центру города, тем оборона становилась плотнее. Особую прочность ей придавали массивные каменные постройки с большой толщиной стен. Окна и двери многих зданий заделывались и превращались в амбразуры для ведения огня.

Всего в городе имелось до 400 железобетонных долговременных сооружений — многоэтажных бункеров (до 6 этажей) и ДОТ-ов. Улицы перекрывались мощными баррикадами толщиною до четырёх метров. Обороняющиеся имели большое количество фаустпатронов для борьбы с танками. Подземные сооружения, в том числе и метро широко использовались противником для скрытого маневра войск, а также для укрытия их от артиллерийских и бомбовых ударов. Центр Берлина фактически был одной большой крепостью.

Следовательно, ни одна из дивизий, участвовавших в этой операции, не может считаться решающей. Уж слишком сильная оборона была построена в столице гитлеровской Германии, чтобы её участь могла решить одна дивизия. Так, для огневой поддержки наступающих советских войск артиллерия применила невероятное количество боеприпасов: на один километр фронта приходилось 358 тонн боеприпасов.

Утром 21 апреля 1945 года 416-я дивизия одной из первых ворвалась на окраины Берлина, затем участвовала во взятии города Штраусберг, 27 апреля вышла на западную окраину Берлина, форсировала реку Шпрее и в упорном бою завладела мостом на западном берегу реки. Каждой дивизии для ведения боев в городе была определена своя полоса наступления.

Азербайджанский народ по праву гордится тем, что 416-ая стрелковая с честью выполнила свое задание: продвигаясь по центральному бульвару тогдашнего Берлина – Унтер-ден -Линден шириной 60 м, с другими частями и соединениями освобождала здания слева и справа от неё. А среди них такие крупные как Дворец Кайзера Вильгема (он же Берлинский Городской дворец), здание бывшего советского посольства, здание оперы, Берлинский университет и здание Министерства внутренних дел.

Так как ведение боев в таком укрепленном городе как Берлин линейными частями было затруднительно, было решено все части разделить на штурмовые группы. Штурмовая группа состояла из стрелкового взвода или роты с приданными ей 2-3 танками, самоходным орудием, сапёрным подразделением, связистами и малой артиллерией. Действия штурмовых отрядов предварялись короткой, но мощной артиллерийской подготовкой.

1 мая штурмовые группы 1373-го и 1374-го полков 416-й дивизии штурмуют опорный пункт противника — Дворец Кайзера Вильгельма. Штурмовая группа под командованием старшего лейтенанта Вахаба Османова с боями пробивается на верхние этажи и на крышу здания.

В 3 часа дня старший лейтенант В.Османов и младший сержант В. Алексеенко водрузили над дворцом красный флаг. Однако сопротивление во дворце продолжалось и при его подавлении старший лейтенант В.Османов погиб.  Ночью с 1-го на 2-е мая бойцы 416-й дивизии овладели зданием комической оперы, с тыла штурмовали Рейхсбанк. Бойцы 1373-го полка занимают бывшее здание советского посольства в Берлине. Совместно с другими частями, 416-я дивизия занимает Берлинский университет и здание Министерства внутренних дел.

С военной точки зрения взятие этих зданий, как и освобождение всей аллеи было гораздо более важным, нежели взятие Бранденбургских ворот. А Бранденбургские ворота - памятник архитектуры XVIII века - это всего лишь своеобразные ворота-арка, ценные не с военной, а исключительно с морально- пропогандистской стороны. Ранним утром 2 мая бойцы 1373-го полка вышли на Марзенплац и здесь водрузили флаг на Бранденбургских воротах, полностью выполнив задание, поставленное перед 416-ой дивизией.

Ну и наконец, постараемся ответить на вопрос: «Так какой же Меджидов водрузил Красное знамя на Бранденбургских воротах»? Подавляющее большинство изданий, касающихся водружения красного знамени на воротах пишут, что это заслуга полковника Рашида Меджидова, заместителя командира дивизии по политической части. При этом большинство изданий источник информации не указывают вовсе, некоторые же указывают, что об этом писал генерал Ф. Боков в книге "Весна победы".

Однако, генерал-лейтенант Федор Боков, бывший в годы войны заместителем начальника Генерального штаба и членом Военного совета 5-й ударной армии, в своей книге воспоминаний говорит следующее: «И как только замолк грохот орудий, бойцы поднялись в атаку и ворвались в здание (речь о здании бывшего советского посольства – С.А.). Бой там продолжался недолго. До полусотни сопротивлявшихся фашистов были истреблены, а шестьдесят сдались в плен.

Вскоре над бывшим зданием советского посольства взвилось Красное знамя. Его водрузил начальник политотдела 416-й стрелковой дивизии полковник Рашид Асад оглу Меджидов. Знаменательно, что эта высокая честь выпала именно ему, выходцу из рабочей семьи, комсомольцу двадцатых годов, члену партии с 1929 года.» И все, о том, что Р.Меджидов водрузил флаг на Бранденбургских воротах – ни слова.

Полковник Рашид Асад оглы Меджидов родился в Баку, будучи студентом Бакинского промышленно-экономического техникума, привлек внимание своей активностью, был избран секретарем крайкома ВЛКСМ.

В ноябре 1933 года он избирается первым секретарем Центрального Комитета комсомола Азербайджана.

Накануне войны окончил Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП (б) в Москве. Назначение его начальником политотдела 416-й Азербайджанской стрелковой дивизии (впоследствии Краснознаменной ордена Суворова Таганрогской стрелковой дивизии) не было случайностью, и, он на деле доказал это.

В своих воспоминаниях ветераны войны говорят о нем как о достойном офицере, патриоте своей страны, человеке, к которому бойцы могли обратиться с любым проблемным вопросом. После войны Р.Меджидов служил в советской военной администрации в Германии, затем был назначен начальником штаба артиллерийского полка в Грузии.

После возвращения в Баку полковник Меджидов работает начальником политотдела Азербайджанской национальной дивизии, а после ее расформирования в середине 50-х уходит в отставку. Был избран первым секретарем Октябрьского райкома партии Баку, а через несколько лет назначен заведующим отделом административных органов ЦК КП Азербайджана.

К чести полковника отметим, что за все годы жизни он ни разу не приписал себе подвигов, совершенных личным составом дивизии, в том числе не говорил он и том, что якобы установил флаг на Бранденбургских воротах. Информация об этом появилась лишь после развала СССР и в корне её лежит обычная невнимательность к фамилиям и биографиям или, скорее, пренебрежение источниками.

Так, авторам, пишущим о берлинских боях 416-ой дивизии не мешало бы изучить документы по дивизии, хранящиеся в вышеуказанном Архиве Политических Документов, а также в Государственном Архиве Азербайджанской Республики, за реальными же фото и кинохрониками обратиться в Государственный Архив Кино-фотодокументов Азербайджанской Республики.

В указанных архивах есть документы и фотографии не только полковника Р.Меджидова, но и лейтенанта Алекпера Меджидова – однофамильца (не родственника) полковника. Лейтенант А.Меджидов, командир взвода автоматчиков 1373-го стрелкового полка, возглавил одну из штурмовых групп, завершивших блестящий проход 416-ой дивизии по Унтер-ден-Линден.

Из документов следует, что бойцы Мамедов, Ахмедзаде, Бережной и Андреев под руководством лейтенанта А. Меджидова водрузили знамя победы над бранденбургскими воротами.

Иными словами, именно бойцы азербайджанской дивизии под командованием офицера-азербайджанца водрузили Красный флаг на символе Берлина. Не случайно, что на митинге, проведенном у этих ворот генерал В.Зюванов заявил: «Последний выстрел в историческом сражении за Берлин, прозвучал здесь, у Бранденбургских ворот, и этот выстрел сделали сыны азербайджанского народа. Память о героях штурма столицы фашистской Германии будет жить в веках…»

Остается добавить, что в Государственном Архиве Кинофотодокументов Азербайджанской Республики хранятся фотографии полковника Р.Меджидова и офицера, водружившего флаг на воротах – лейтенанта А.Меджидова.

На наш взгляд, всей чехарды с путаницей Меджидовых (равно как и других) можно было избежать, пожелай авторы, пишущие о войне, обратиться в архивы за реальными документами.

Поделиться:
18073

Последние новости

Все новости

1news TV