«International Business Times»: Важность международного права в Нагорно-Карабахском конфликте
![«International Business Times»: Важность международного права в Нагорно-Карабахском конфликте](/images/2020/10/17/20201017110553672/5d2c1d63f14b8bb6570cdd7376717e93.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Американское онлайн-издание «International Business Times» опубликовало большой материал об армяно-азербайджанском конфликте на фоне боевых действий в Карабахе, начавшихся 27 сентября после очередной провокации армянских ВС.
1news.az представляет данный материал.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ
Сепаратисты Нагорного Карабаха не могут претендовать на мантию демократии, если у них ее просто нет. Выборы, в том виде как они были проведены на этой территории, не были ни поддержаны, ни признаны международным сообществом.
Сегодня на оккупированных территориях проживают в основном армяне, что было в свою очередь, достигнуто силой за последние десятилетия, после того как около миллиона азербайджанцев были изгнаны из своих домов и теперь живут как внутренне перемещенные лица (ВПЛ) по всему Азербайджану.
Преобладающее этническое большинство, особенно то, которое было гарантировано войной, не является оправданием для государственности. В соответствии с международным правом не существует каких-либо требований о признании оккупированных территорий в качестве независимого государства в целях защиты на основе этнической принадлежности, наследия или религии.
Последние две недели война на Кавказе транслируется по телевизору и тревожит весь мир. Существует реальная обеспокоенность о том, что данный конфликт может обостриться из-за войны между Арменией и Азербайджаном, в которую могут быть вовлечены более вооруженные региональные державы. Только что согласованное временное прекращение огня, по-видимому, уже нарушено, и долгосрочное решение остается нереализованным.
Чтобы понять эту разворачивающуюся катастрофу, необходимо рассмотреть правовые и политические аргументы, выдвинутые обеими сторонами. Они сводятся к следующему: не превосходят ли требования о самоопределении в отношении Нагорного Карабаха законное право собственности и территориальную целостность Азербайджана?
Сегодня этнические армянские сепаратисты контролируют Нагорный Карабах, признанный международным правом как часть Азербайджана, а также другие территории Азербайджана, окружающие Нагорный Карабах и соединяющие их по суше с Арменией. Сепаратисты называют данные оккупированные территории «Республикой Арцах», но даже Армения не стала признавать данную «республику», прекрасно понимая, что это противоречит установленному международному праву. Признание пришло только от малой группы схожих сепаратистских группировок, включая самопровозглашенные республики Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию. Единственное признание, вызывающее еще большее недоумение было сделано со стороны правительства Нового Южного Уэльса, шаг, который настолько обескуражил Австралию, что министр иностранных дел страны счел своим долгом пойти на необычный шаг, публично подтвердив, что оно поддерживает полную территориальную целостность Азербайджана.
Ни одно государство-член ООН не признает эти земли иначе, как неотъемлемой частью Азербайджана. Международные организации, такие как Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейский союза и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе заняли идентичную позицию.
Поддерживающие сепаратизм, поднимают вопрос демократии и право на самоопределение чтобы попытаться противостоять этой патовой ситуации в международном праве. Они говорят, что это люди, стремящиеся к самоуправлению, защите своей культуры и правам человека. Они утверждают, что «Арцах» является этнически армянским и основан на демократии. Перед ними стоит «захватчик» их исторических земель, который угрожает их наследию и руководимому народом правительству. Это может прекрасно ложиться на слух для некоторых, и даже казаться «моральным» доводом: однако данный аргумент не обоснован, в силу противоречия как международному праву, так и историческим и современным фактам.
Во-первых, сепаратисты Нагорного Карабаха не могут претендовать на мантию демократии, если у них ее просто нет. Выборы, в том виде как они были проведены на этой территории, не были ни поддержаны, ни признаны международным сообществом. Более того, они были осуждены как Советом Европы, который пришел к выводу, что «так называемые «выборы» не могут быть легитимными», так и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности, который заявил, что Европейский Союз «не признает конституционную и правовую базу «парламентских выборов» в Нагорном Карабахе.
Во-вторых, хотя сегодня на оккупированных территориях проживают в основном армяне, что было в свою очередь достигнуто силой за последние десятилетия, после того как около миллиона азербайджанцев были изгнаны из своих домов и теперь живут как внутренне перемещенные лица (ВПЛ) по всему Азербайджану. После армяно-азербайджанского конфликта 1988-94 гг., когда территории перешли под контроль сепаратистов, армяне из самой Армении были переселены на данную территорию.
В-третьих, преобладающее этническое большинство, особенно то, которое было гарантировано войной, не является оправданием для государственности. В соответствии с международным правом не существует каких-либо требований о признании оккупированных территорий в качестве независимого государства в целях защиты на основе этнической принадлежности, наследия или религии. Подобная защита существует в соответствии с законами Азербайджана и его международными обязательствами в области прав человека, включая Европейскую конвенцию о правах человека. Нет никаких правовых оснований для создания того, что фактически являлось бы вторым армянским государством в составе Азербайджана.
Остается единственное долгосрочное решение конфликта: азербайджанцы, перемещенные в ходе конфликта 1988-94 годов, должно вернуться в свои дома, что является их законным правом, и вместе с этническими армянами найти способ жить, в составе Азербайджана.
Для этого необходимо устранить искажения, которые охватывают дебаты на тему «территориальной целостности в противовес самоопределению», и понять, как применимое международное право, так и фактические реалии.
Интеграция может быть труднодостижимой, однако для укрепления прочного мира, жизненно важно соблюдать нормы международного права и прав человека.
1news.az