Фархад Мамедов: Азербайджан не будет обсуждать с Арменией вопрос реинтеграции армян Карабаха в азербайджанское общество
В Иреване под руководством премьер-министра Никола Пашиняна прошло заседание Совета безопасности Армении, на котором обсуждались ситуация в Армении и в Карабахе, вопросы «безопасности» армян Карабаха.
В заседании принял участие представитель остатков марионеточного режима, созданного ранее Арменией в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, Араик Арутюнян.
О попытках Армении в противовес международному праву сохранить структуру незаконного режима и продолжать поддерживать его, о реинтеграции армян Карабаха в азербайджанское общество мы поговорили с политическим обозревателем Фархадом Мамедовым.
- В Иреване состоялось заседание Совета безопасности под руководством Никола Пашиняна, в котором участвовал и представитель остатков марионеточного режима Араик Арутюнян. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить участие Арутюняна в заседании?
- Все эти действия армянских властей - проведение заседания СБ с участием Арутюняна, визит министра иностранных дел Ары Айвазяна в Карабахский регион Азербайджана - в большей степени я бы увязывал с внутриполитическими процессами в этой стране и активностью самого Никола Пашиняна в последнее время.
Пашинян старается объяснить армянскому обществу, что другого выхода, кроме как наладить межгосударственные отношения с Азербайджаном, фактически нет.
Что касается нашей страны, то есть большое количество вопросов, которые сегодня заботят Азербайджан.
Так, главной задачей для Азербайджана на ближайшие несколько лет является достижение полного прекращения огня в зоне ответственности российских миротворцев на территории Карабахского региона Азербайджана. А какие механизмы будут реализованы в этом отношении – мы еще увидим.
С другой стороны, необходимо решить вопрос границ с Арменией, создать соответствующую пограничную инфраструктуру в освобожденных Кяльбаджарском, Лачинском и других районах и т.д. Решение всех этих вопросов требует определенного времени. А за этот период уже можно вести какие-то обсуждения о взаимоотношениях с Арменией.
Здесь нужно провести четкий водораздел между межгосударственными отношениями Азербайджана и Армении и вопросом реинтеграции армян Карабаха в азербайджанское общество. Должны быть определены механизмы и стимулирующие элементы этого процесса, а также роль миротворцев в нем.
Но, думаю, мандат миротворцев в этом процессе должен быть ограничен: не включать в себя «управление» этим регионом Азербайджана, а состоять только и только из наблюдения за режимом прекращения огня.
Также ни в коем случае нельзя допускать обсуждения судьбы армян Карабаха с Арменией, потому что больше для этого нет оснований. Раньше эти территории были под оккупацией, там находились вооруженные силы Армении, сейчас этого нет и соответственно нечего обсуждать.
- Как вы прокомментируете озабоченность остатков марионеточного режима тем, что отныне они не смогут решить вопрос пополнения рядов своих бандформирований для «обеспечения безопасности» за счет вооруженных сил Армении?
Складывается впечатление, что они до сих пор не осознали новых реалий, не говоря уже о том, что у мифического образования априори не может быть никаких «вооруженных сил»...
- Армяне в Карабахе ищут альтернативы вооруженным силам Армении, не хотят признавать реальности.
Ранее «секретарь совета безопасности» непризнанного режима Виталий Баласанян сделал провокационное заявление о создании «армии обороны», теперь Арутюнян обсуждает в Иреване вопрос «безопасности» Карабаха. У них пока еще мозговая активность направлена на сохранение какого-то «статуса» вне Азербайджана, но со временем они поймут, что должны жить в составе Азербайджана, так как Нагорный Карабах – это составная часть Азербайджана, о чем уже не раз заявляло международное сообщество, в том числе и Россия.
Они должны понимать, что любые их рассуждения и заявления разбиваются о международное право, с которым следует считаться. Вот сейчас идет определение границ между Азербайджаном и Арменией. По какой карте? По карте, которая была с советских времен и является международно-правовым актом.
С юридической точки зрения армяне Карабаха являются гражданами Армении и находятся на международно признанных территориях Азербайджана. И правительство Азербайджана обязательно предоставит им выбор – покинуть территории Азербайджана и жить в стране, гражданами которой они являются, либо продолжать жить на территории Азербайджана - в Карабахе, приняв азербайджанское гражданство, и довольствоваться всеми правами, которые распространяются на всех граждан Азербайджана. Все очень просто. Но, видимо, им нужно определенное время, чтобы это осознать.
А любой вооруженный гражданин иностранного государства на нашей территории будет считаться оккупантом, и в отношении него будут предприняты соответствующие меры.
- На заседании СБ Армении также поднимался вопрос прохождения гражданами Армении военной службы в Нагорном Карабахе. Получается, они не усвоили урок и снова пытаются спровоцировать напряженность?
- В Армении и раньше формально не признавали присутствия вооруженных сил своей страны в Нагорном Карабахе. И формально призывники, в числе которых был и сын Пашиняна, шли на срочную военную службу в Армении, потом подписывались под бумажкой, где говорилось, что якобы они являются «добровольцами», и отправлялись в Карабах. Но мы прекрасно понимаем, что это были не добровольцы, а добровольно-принудительно отправленные в Карабах военнослужащие ВС Армении.
Не думаю, что сейчас какой-либо гражданин Армении будет рисковать жизнью и идти служить на территории Азербайджана и что его вообще туда впустят.
- А какова будет дальнейшая судьба Араика Арутюняна? Что ждет его в перспективе?
- На сегодня правовая сторона вопроса заключается в том, что Арутюнян – гражданин Армении, который признался в совершении военного преступления в период 44-дневной войны, а именно - в ракетной бомбардировке азербайджанского города Гянджа. Это все задокументировано - его заявления, посты в соцсетях и др. И Генпрокуратура Азербайджана возбудила в отношении него уголовное дело.
Что касается легитимных представителей армян Карабаха, будем их так называть, то это один из вопросов, которые нужно будет решать в процессе реинтеграции армян Карабаха в азербайджанское общество.
То есть, как уже отмечалось выше, предоставить им выбор – остаться гражданами Армении и вернуться в страну, гражданами которой они являются, или принять гражданство Азербайджана и в соответствии с азербайджанским законодательством получить возможность избираться и быть избранными в местное самоуправление.
Все эти вопросы требуют отдельных обсуждений. Возможно, что для армян Карабаха будут приняты какие-то временные законодательные акты, которые создадут правовые возможности их пребывания на международно признанной территории Азербайджана.
Необходимо подчеркнуть, что вопрос не решился мирным путем, при котором согласовываются все вопросы и есть ясность в периодах, терминологии… Вопрос решился военным путем, в силу чего остается определённое количество вопросов, которые должны будут решаться в ближайшем будущем в результате переговоров Баку и армян Карабаха при посредничестве, возможно, России или иных международных структур.
Здесь важно, чтобы Азербайджан решал вопрос с армянами Карабаха непрямую, без участия Армении. Потому что у Армении нет таких полномочий, сколько бы они там ни говорили, что являются «гарантом безопасности» армян Карабаха.
Азербайджан будет вести переговоры в двух плоскостях: с Республикой Армения – о межгосударственных отношениях; с армянами Карабаха – по вопросу их реинтеграции в азербайджанское общество.
С.Агаева